Больше рецензий

27 мая 2017 г. 14:46

698

4 Ночи в проклятом доме

Это вторая книга, прочитанная у Адама Нэвилла, и я немного разочарована. Если бы не красивые экскурсы в биографию несуществующего художника Феликса Хессена, то оценка была бы три, а за финал отдельно вообще хочется поставить двойку. Он, как и в "Судных днях" ведет читателя к финалу и жестоко разочаровывает: в конце напряжение спадает с каждой страницей, и мы получаем слабенькие драки и беготню от монстра. К тому же, в обоих книга одна и та же тема потусторонней изнанки мира, и она в обоих случаях проявляется через искусство - проклятый картины в наличии.

В книге две сюжетные линии: молодая американка Эйприл узнает, что стала владелицей роскошной квартиры в центре Лондона. Ее двоюродная бабушка медленно сошла с ума после смерти любимого мужа, и Эйприл, как единственная родственница, стала ее наследницей. Естественно, она едет в Лондон и находит квартиру в ужасающем состоянии - там ничего не менялось почти пятьдесят лет. Помешавшая женщина завалила целую комнату розами, не покупала себе одежду и даже сантехнику не ремонтировала. Но Эйприл оказывает девушкой очень симпатичной - нет, действительно милый персонаж - и вместо того, чтобы выставить квартиру на продажу как можно быстрее, пытается понять, каким человеком была ее бабушка, что с ней случилось и почему красивая богатая женщина в течение пятидесяти лет безучастно наблюдает как погибают ее тело, разум, душа; помешательство было не внезапным - она медленно сходила с ума, страдала, но ни разу никому не позвонила, не попросила о помощи, увядая, как цветы в ее гостиной. Эйприл находит ее дневники и остается в ее квартире, чтобы докопаться до истины.

Второй герой - менее симпатичный человек: слабый, безвольный и больше похожий на амебу. Однако с талантом и некоторыми амбициями, задавленными бытом, социальной изоляцией и неподходящей работой. Сет - выпускник художественного колледжа, художник и ночной портье в том же самом доме. Однажды он заходит в квартиру шестнадцать и его жизнь меняется навсегда. Он начинает видеть ту самую потустороннюю мерзость, которую призвал в дом один давно пропавший жилец.

Читать было интересно вплоть до середины. Пока картинка не вырисовывалась. Есть в умениях Нэвилла, если судить по двум книгам, какая-та способность напустить туману, запутать и отправить читателя в темную комнату воображения, где все темно и где-то прячется монстр. Но что в "Днях", что в "Номере", он как будто устает и ближе к концу сам все раскладывает по полочкам, еще и заботливо перевязывает бантиком. Интрига пропадает, а сам монстр становится осязаемым и не таким страшным.

Больше всего мне понравились рассуждения об эстетике отвратительного в вымышленном творчестве Хессена. Если забыть, что это роман ужасов и все это нужно для объяснения сверхъестественной подоплеки, жизнь художника, пожертвовавшего всем ради отображения всех бед мира без прикрас, читается с огромным интересом - очень вдохновленно написано. В общем, искусство, как шаг в бездну, и смерть - как бесконечная агония. Если бы Нэвилл развил концепцию своего потустороннего мира, могло бы выйти очень страшно - полная безнадежная и жестокая смерть души вслед за телом в душных запертых комнатах, бесконечные мучения без конца, без возможности сбежать. Однако этот образ сведется к причине существования одно взятого монстра в отдельно взятом доме, и книга вышла довольно ровной, без излишеств, хотя и вторичной к "Судным дням" и со слабой концовкой.