Больше рецензий

FuyuAsahi

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 мая 2017 г. 10:32

1K

3.5

"Смерть Артура" Томаса Мэлори полностью перевернула моё представление о рыцарях Круглого стола. Клянусь бородой Мерлина, такого крушения годами сложившихся шаблонов я совсем не ожидала, когда приступала к книге с желанием побольше узнать о так некогда любимом мной короле Артуре.
Вот список разрушенных стереотипов о рыцарях Артура, навязанных нам продуктами поп-культуры, несколько далёкими от первоисточника:

1. Король Артур - вовсе не главный персонаж романа.
Да, не спорю, Артур - это очень значимое лицо в романе. Наверное, даже неверным будет назвать его лицом, потому как Артур - это больше образ. Образ сплочённости Англии, образ её непобедимости и мощи, образ добра, образ щедрости и, разумеется, образ христианской морали. И потому как Артур - образ, он так или иначе сквозит между строк романа, но непосредственное участие принимает лишь в нескольких главах. Куда больше глав посвящено похождениям сэра Ланселота и сэра Галахада.
Более того, большинство государственных дел Артур решает с помощью Мерлина, отказываясь приложить свою королевскую головушку к решению проблем.
Королём Артуром я прониклась только к самому концу, когда Мерлина давно уже не стало, и когда Артур стал не только самостоятельно принимать решения, но и жертвовать собой, как подобает настоящему сказочному и легендарному королю.

2. Эскалибур - это не меч, вытащенный из камня.
Один мотив, который сохраняет каждый новый пересказ истории об Артуре, это приход Артура к власти благодаря тому, что он доказал своё право быть на троне, вытащив меч Эскалибур из камня. Артур действительно доказал своё право власти, вытащив меч... из-под наковальни. И меч тот был самый обыкновенный, Эскалибур Артур получит уже после восхождения на трон от Владычицы Озера.

3. Всего рыцарей Круглого стола сто пятьдесят, а не двенадцать.
Вот уж не помню, откуда я узнала, что рыцарей за Круглым столом заседает двенадцать, но оказалось, что так думала не только я одна. На деле же выяснилось, что сам стол был просто огромный, и сидело за ним ни много ни мало - сто пятьдесят рыцарей. Представьте, каково было запоминать имена и родственные связи всех ста пятидесяти?

4. Порой рыцари ведут себя как козлы.
Думаю, у многих за образом рыцаря закрепилось представление о сильным и смелом мужчине, закованном в блестящие латы, восседающем на белом коне и поющим серенады под окнами у Прекрасной Дамы в перерыве между поединками с драконами и другими рыцарями? Так вот, нет.
Рыцарей без страха и упрёка в оригинальном произведении не существует (святой Галахад не считается), а их мораль (особенно в первой части книги, до того, как христианство стало оказывать весомое влияние на жизнь света рыцарства) достаточно размыта. Возьмём того же благороднейшего сэра Пелинора на момент начала романа:

А король Пелинор, снарядившись, сел на коня и поскакал во весь опор за дамой, которую увез рыцарь. Едет он через лес и видит в лощине у ручья девицу, а на коленях у нее - раненый рыцарь. Король Пелинор поздоровался с ней, а девица, увидев его, стала умолять его громким голосом:
- Помоги, помоги мне, рыцарь, во имя Иисуса.
Но король Пелинор не пожелал задерживаться, слишком не терпелось ему исполнить назначенный подвиг, так что напрасно она взывала к нему о помощи целых сто раз.

И без моего комментария понятно, что цифра сто вставлена сюда лишь красного словца ради, но поведение рыцаря всё равно обижает: разве не должен рыцарь помогать любому, кто просит у него помощи? По-моему, со стороны Пелимора было откровенным свинством не помочь даме.

5. К слову о дамах. Многие Прекрасные Дамы совсем не прекрасные.
Дамы в романе тоже ведут себя не самым должным образом. При всей размытости морали, рыцари прекрасно осознают, что их собственная девственность - это их самое великое сокровище. Дамы же здесь представлены в виде злобных озабоченных фурий, которые только и ждут удобного момента, чтобы "возлежать" с невинным рыцарем. И чем невиннее рыцарь, тем злее и озабоченнее фурии.
Про королеву Гвиневеру я вообще молчу: она позволяла себе не только закатывать скандалы Ланселоту по поводу его неверности ей, будучи при этом замужем за королём Артуром, но и стала одной из причин междоусобицы и, как результат - развала братства Круглого стола.
Я бы такой Прекрасной Даме ни за что бы серенады петь не стала. Поэтому преданность Ланселота по-настоящему поражает.

6. Никаких драконов.

Хоть и книга Мэлори положила начало многим книгам в жанре фэнтези, где рыцари направо и налево рубят драконов на фарш для пирожков, в самом же романе "Смерть Артура" драконами (и пирожками с их мясом) даже не пахнет. Там встречаются львы, большие змеи, гиганты, но никаких драконов. Самым близким к дракону существом можно считать, пожалуй, Зверя Рыкающего, упомянутого один или два раза за всю книгу.
К слову, сцена сражения с первым великаном мне очень напомнила сцену сражения Беовульфа с Гренделем из поэмы "Беовульф".

►◄►◄►◄►◄►◄►◄►◄►◄►◄►◄►◄►◄►◄►◄►◄►◄►◄►◄

Как и любой исторический памятник, "Смерть Артура" местами читается со скрипом. Лично я сначала сильно ненавидела эту книгу за бесконечные списки имён, медленное повествование, отсутствие каких-либо описаний, что, возможно, помогло бы чуть лучше запоминать личности рыцарей и характер местности. Но чем дальше я читала, тем сильнее меня увлекало в водоворот событий, тем важнее для меня становилась жизнь того или иного рыцаря, и мне даже стало жаль, что некоторые сюжетные лини оборвались, едва начавшись, а о смерти Артура я глубоко скорблю, как о смерти любимого дедушки.
Да и с манерой повествования в конце концов свыкаешься. Ведь, по сути, "Смерть Артура" - это блокбастер средневековья: никаких деталей, никаких описаний, а лишь сплошной экшен-экшен-экшен.
Наивность рыцарей - особенно в толковании снов - сильно умиляет, а некоторые их поступки безмерно трогают.
Я ничуть не жалею, что университет подарил мне возможность познакомиться с артурианой - тем интереснее мне стало смотреть и читать современные произведения, основанные на легендах артуровского цикла.