Больше рецензий

25 мая 2017 г. 05:41

681

5 Сквозь тайгу. Владимир Арсеньев

«Днём, при солнечном свете, мы видим только землю, ночью мы видим весь мир»
В. К. Арсеньев

картинка Trkultura
Не получалось никак раньше собраться с мыслями, чтобы рассказать о произведениях Владимира Клавдиевича Арсеньева, и вот, наконец! (здесь публикую общий отзыв на две книги: "Сквозь тайгу" и "Дерсу Узала"; аналогичный отзыв оставил и к книге "Сквозь тайгу").
«По Уссурийскому краю», «Сквозь тайгу», «Дерсу Узала» - эти книги для вас, если:
если вы устали от суеты и шума города, если вам, как и мне, даже дома вечером нельзя остаться в тишине из-за езды автомобилей под окнами;
если вы хотите, пусть на час, да даже на полчаса, но оказаться наедине с собой и со своим внутренним созерцателем, тем единственным, кто всё ещё слышит и понимает природу;
если вы хотите бросить всё и уехать подальше с рюкзаком за плечами, туда, где самое высокое — это не высотки на бульварах Хабаровска, а скалы, сопки и уходящие ввысь на десятки метров тополя, кедры, но город не отпускает вас, держит крепко;
если вы хотите прочесть про настоящие человеческие характеры, про неумолимость Дальневосточной тайги, про невымышленные опасности и про труд жить.
Наконец, если вы гуляете во время обеденного перерыва, или в свободное от пар или уроков время на улице по уединённым улочкам, куда заглядываете лишь вы, да заблудившиеся прохожие, зато со всех сторон доносятся птичья трель, а весенний воздух пахнет проснувшейся жизнью, то возьмите с собой эти книги. Возьмите их. И позвольте таёжным тропам, по которой ходили Владимир Клавдиевич Арсеньев со своим верным, бескорыстным другом Дерсу Узалой, пролечь внутри вас. Впустите их и вновь почувствуйте себя не оторванным от дерева листочком, кружащемся без опоры, а частью чего-то большого, чего-то сурового, но прекрасного. Того, что мы зовём Природой.

«Часам к четырем пополудни мы подошли к скалам. Величественное зрелище представилось нашим глазам. Семь гранитных штоков высилось кверху. Они действительно имели причудливые формы: один из них был похож на горбатого человека, опирающегося рукой на голову какого-то фантастического животного; другой — на старуху, одетую в длинную мантию; третий — на гигантскую жабу; четвертый — на нож, воткнутый черенком в землю….
Все грани и углы скал сглажены деятельностью сильных северо-западных ветров. Эти скалы представляют собой классический образчик эоловой эрозии, когда ветры в течение долгого времени могут обтачивать выдающиеся части камней сами по себе, без участия песка. Быть может, шлифовальным материалом служили обледенелые снежинки.
Высокие громады, молчаливо поднимающиеся кверху, хаотически нагроможденные глыбы у подножия их, заваленные буреломом, и лес, полный таинственной тишины, создавали картину мрачную и дикую. Когда над скалой проходило облако, то казалось, будто оно стоит на месте, а скала двигается, наклоняется и вот-вот со страшным грохотом опрокинется на землю»;
«В переходе от дня к ночи всегда есть что-то таинственное. В лесу в это время становится сумрачно и тоскливо. Кругом воцаряется жуткое безмолвие. Затем появляются какие-то едва уловимые ухом звуки. Как будто слышатся глубокие вздохи. Откуда они исходят? Кажется, что вздыхает сама тайга»;
«… поднялся на ближайшую сопку. Красивая панорама развернулась перед моими глазами. Сзади, на востоке, толпились горы; на юге были пологие холмы, поросшие лиственным редколесьем; на севере, насколько хватало глаз, расстилалось бесконечное низменное пространство, покрытое травой. Сколько я ни напрягал зрение, я не мог увидеть конца этой низины. Она уходила вдаль и скрывалась где-то за горизонтом»;
«С первого же шага буйные травы охватили нас со всех сторон. Они были так высоки и так густы, что человек в них казался утонувшим. Внизу, под ногами, - трава, спереди, сзади — трава, с боков — тоже трава только вверху — голубое небо. Казалось, что мы шли по дну травяного моря».

Пусть я там и не был, пусть не совершал смелый, полный опасностей и лишений поход, но читая такие живые строки, мне казалось, будто я шёл позади отряда и наблюдал всё своими глазами: и Великую тайгу во всей её первозданной силе, красоте, грозности; и смешного лакомку-медведя, пытающегося добраться до мёда; и Дерсу Узалу, кричащего на притаившегося амбу; и коварные отряды бандитов — хунхузов; и звёздное небо ночью, каким его можно прочувствовать лишь в тайге; и крепкую дружбу между русским офицером и гольдским охотником, между цивилизацией и природой.

«Чем ближе я присматривался к этому человек, тем больше он мне нравился. С каждым днём я открывал в нём новые достоинства. Раньше я думал, что эгоизм особенно свойственен дикому человек, а чувство гуманности, человеколюбия и внимания к чужому интересу присуще только европейцам. Не ошибся ли я?».

Именно Дерсу Узала — сын тайги — оказался вместилищем всех тех качества, что делают из нас людей. Наверное, потому, он и занял прочное место в мировой литературе.
P. S. Владимир Клавдиевич сумел так описать свои путешествия, что они стали частью меня. Как же мне не хотелось расставаться с Дерсу Узалой, но книги были прочтены! И как хорошо, что есть два замечательных фильма, сумевших ещё на несколько часов продлить моё прибывание на хребтах Сихотэ-алиня. С огромным удовольствием я вновь пережил все приключения.
Оба фильма так и называются: «Дерсу Узала», только один 1961 года выпуска, а другой — 1975 г.
картинка Trkultura

#trkultura