Больше рецензий

Kassia

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 мая 2017 г. 17:55

229

5

Хорошая книжка! Очень добротное исследование, всё как я люблю )

Плифон держался своей философской системы эллинизма уже в эпоху 1410-х гг. Он не считал, что история – плод непознаваемой воли Божией, но что она – следствие определенных причин, которые можно постичь и использовать для исправления ситуации. Т.о. его детерминизм причина-следствие приводил к оптимизму.

В 15 в. христианская вера во многих умерла. Плифон принадлежал к среде радикальных рационалистов. Философия Плифона – философия здравого смысла. Камариот упрекал Плифона в том, что тот не склоняется ни перед каким авторитетом (наш человек))).

Христианские экзегеты злоупотребляли омонимичными словами, не оглядываясь на контекст, хотя их значения могли быть разными. Ценность подхода Плифона к Аристотелю — вникание в смысл текста и в то, что хотел сказать сам автор, а не что в него потом вчитывали толкователи.

Бог, по Плифону – сама Необходимость, первоначало всего, и никакого рабства в Его творении нет. Свобода – в подчинении заданным глубинным принципам существования нашей природы, а не в неподчинении вообще никому. Кто живет по этим принципам, тот счастлив и свободен. Это не свобода выбора, а свобода от дурных наклонностей души.

Жизнь без тела для души, по Плифону, – в некотором роде каникулы, а истинное предназначение человека – земная жизнь, а не небесное царство. Отсюда необходимость перерождений.

Религия Плифона – это не притворство и не игра, она следует из его философских взглядов. Плифон полагал, что христиане плохи потому, что плохо само христианство, а не так, что оно хорошо, а просто христиане плохи.

Ф. Мазэ поддерживает гипотезу Сафы относительно замаскированного эллинизма византийцев – что эллинизм в Византии сохранялся веками – и замечает, что все попытки противостояния церковной доктрине надо изучать очень внимательно, т.к. свидетельства этого не могли массово сохраняться. Византийская цивилизация через светское образование позволяла сохранять античное наследие, и интерес к нему все возрастал. С упадком христианского государства византийцы стали больше обращаться к славному прошлому Эллады, в т.ч. к ее религии, чтобы найти ответ, как спасти страну.

Итальянское Возрождение уже начало оказывать влияние на византийские умы, поэтому интеллектуалы и стремились к унии с католиками. Это свидетельствует об уже существовавшей европейско-византийской общности культуры. Плифон использовал церковные разногласия для пропаганды собственной религии и притворялся на Ферраро-Флорентийском соборе православным, чтобы избежать противодействия ортодоксов.

Плифон оказал влияние на флорентийский Ренессанс и знание Платона в Италии. Гуманисты на Западе приняли «О различиях между Аристотелем и Платоном» хорошо, а схоласты трактат не читали, т.к. не знали греческого. Таким обр., он вызвал защиту Аристотеля не на западе, а в Византии, где к обвинениям Плифона в адрес Аристотеля не были готовы. В Византии не критиковали Аристотеля, Плифон писал прежде всего для итальянцев, которые были обеспокоены расцветом аверроизма, который был опасен для христианства. На западе свободомыслие шло от Аристотеля и интереса к природе, в Византии – от Платона и высокого идеализма. Аристотель в Византии не питал атеизм, т.к. там не читали арабских комментаторов, а на Западе читали. Плифон не маскировал разногласия Аристотеля и Платона, но старался объяснить их земными причинами. Его философский и исторический комментарий на Платона был важен для будущего. Плифон первый указал, что Аристотель – не сторонник креационизма. Однако сам Плифон по духу во многом аристотелик, т.к. его интересует познание мира, природы и человека, а не мистицизм.

Один из главных пунктов философии Плифона – детерминизм, но жесткий детерминизм противоречил христианству, и в Италии не могли его принять, несмотря на все уважение к Плифону и интерес к платонизму. Однако в целом влияние Плифона и его учеников на европейские Ренессанс несомненно.