Больше рецензий

be-free

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

23 мая 2017 г. 11:09

330

3.5

Из некоторых книг вырастаешь, как в детстве вырастаешь из шортов или платьев. Любимая летняя одежда, о которой мечтаешь зимой, вдруг становится на следующий год мала – уже не надеть. Может, только дома, пока никто не видит. Так я выросла из Прилепина, из его художественной литературы. Мне по-прежнему ужасно нравится его слог, его умение строить предложения – оно меня завораживает, поэтому публицистику его читать могу, другое дело, что у нас слишком разные для этого взгляды на жизнь и окружающий мир. Но вот темы его рассказов, его романов, ставшие для меня когда-то откровением и ниточкой, соединявшей с далекой родиной, детством, теперь уже совсем не интересны, слишком далеки от моей теперешней жизни, увлечений, страстей. В моем сознании образ автора масштабно пострадал после его Не чужой смуты, чтобы в память о былых восторгах я хотя бы попыталась переубедить себя. Ну, выросла и выросла из Прилепина. Слава богу, литературный конвейер тоже на месте не стоит. Вон сколько новых авторов, наверняка кто-то придется в самый раз.

«Семь жизней» - сборник рассказов. Он, как всегда у Прилепина, очень такой братский и немножко знакомый. Атмосфера, герои – вот они, протяни руку, ходят вокруг тебя, разговаривают. Но их время уже прошло, они остались где-то в нулевых, а сегодня, я смотрела, уже как будто 23 мая 2017. Качественную прозу, переходящую в классику, читать всегда нужно и всегда ко времени. Но это не случай Прилепина, давайте будем откровенны. Пьянство, отсидки, уличные потасовки, бандиты на джипах – уже не так актуальны. Есть среди рассказов те, которые вроде бы поднимают вечные проблемы, они вне времени. Например, «Шер аминь». Но именно его автобиографичность все портит. Прилепин слишком злой и непримиримый, завистливый и везде лезет. Он не прощает своих врагов, он бьет наотмашь, наверняка частенько попадая в случайно стоящих рядом. Мне непонятны и неинтересны его личные переживания.
Самый лучший рассказ сборника - «Петров». Он о людском безразличии. Теперь существует статья о неоказании помощи, только вряд ли она когда-либо сработала так, как хотелось бы. Только когда случилась резонансная трагедия на реке. А так – статья и статья. Мало ли их у нас. Прилепин не просто нарисовал плоскую картинку, он подошел с нужной стороны, отдельно описав жизненные обстоятельства каждого персонажа, давая читателю возможность самому попробовать осудить. Легко ведь выносить приговор незнакомым людям, не зная их жизней. Со знакомыми уже не все так просто, тем более, когда речь почти что об убийстве, о настоящем грехе.

Перед творческим человеком всегда стоит непростая дилемма: меняться или нет? В любом случае найдутся недовольные. Я чаще всего выступаю за стабильность. Приятно брать в руки книгу знакомого автора, зная, чего от него ожидать. Иногда случаются несовпадения, конфузы. Ну и что? С Прилепиным навсегда останется его малая родина, молодость в Нижнем, война. Такое не забывается – это понятно. Из меня многого тоже не вытрясти, как не пытайся. Просто мы теперь на разных планетах. Мое детство, моя родина у меня в крови, всегда где-то в подсознании. У Прилепина они на поверхности. Он – писатель, он, наверное, чувствительней меня. И он такой нужен нашей литературе и нашей стране. В конце концов, кто я такая, чтобы его судить. И ведь каждый раз Прилепин будоражит, не могу сдержаться и не высказаться.

Комментарии


Вот, тоже отошла. Новинок никаких не покупаю, а старые книжки лежат, лежат... Думала, отдать в библиотеку или подарить кому, но не решаюсь.


И у меня лежат. Есть те, которые даже не читала. Я ж, помнится, так обалдела при знакомстве от счастья, что все, до чего дотянулась, заимела в домашнюю библиотеку. И вот.

Ну хоть в библиотеку, почему нет. Мне и отдать некуда. Так что лежать им еще и лежать.