Больше рецензий

14 мая 2017 г. 10:57

1K

2

В самом начале автор говорит, что перед нами история о женщине по имени Лени, но в этом заложен небольшой обман, который можно разгадать благодаря названию книги - «Групповой портрет с дамой». Да, про даму нам расскажут много, но помимо дамы, нарисуют еще приличное количество портретов. Несколько слов о форме: произведение представляет из себя «сборник интервью», где автор приходит к людям знавшим Лени, они рассказывают свою историю жизни (отдельные части по теме), автор (он здесь в роли персонажа) немного все комментирует и ездит туда сюда между интервьюируемыми. Так как подача материала больше похожа на досье, чтение дается с превеликим трудом, ибо по ощущениям, как будто читаешь энциклопедию вперемешку с википедией. Информация, информация, информация, и кажется ты не сдвинулся с места, а на тебя уже три ведра вылили.

Я бы поделила книгу на три составляющих: Лени Пфайфер, автор и вторая мировая война. По очереди и пойду:
Лени Пфайфер.
Нам сразу обрушивают, что Лени - непризнанный гений чувственности, и абсолютно все мужчины (в том числе и автор) ее вожделеют. А затем уже начинается разбор откуда ноги растут. То ли то что я не мужчина, то ли мне не хватило «политинформации», но «ахов охов» я перед Лени не испытала. Исходя из данной нам информации, Лени представляет собой ленивую домохозяйку, немного тупенькую (ну какие времена и условия), которая любит танцевать голой, немного играет на пианино (не выше Шуберта), а еще, оказывается, хорошо плетет венки. При этом, по сути, она никогда нормально не работала, окружающую действительность игнорировала, деньги считать не умела (два раза заложить имущество! В дефляцию!). Помимо нее легких женщин было хоть отбавляй, чем она пленила я так и не поняла. В самом начале книги еще подумала, что она действительно стоящая женщина, которую возмущала вся эта ситуация с «чистой расой» и нетерпимостью, и она намерено шла против общества во имя высоких помыслов. Но чем дальше по сюжету, то больше понимаешь, что нет, все только по тупости. Когда Лени встречает Бориса (война войной, а секс в склепе по расписанию), мы видим ее все меньше и меньше. Одеяло перетягивают на себя автор и другие портреты.

Автор.
Автор (персонаж, хотя если в нем истинно Генрих Белль, то и он тоже) мне не понравился совершенно. Особенно его тупые комментарии на отдельные моменты

«Жаль, очень жаль, что небесные приборы до сих пор недоступны нам, не то мы смогли бы ответить почти на библейский вопрос скажи мне, на сколько меньше или больше нормы ты весишь, и я скажу тебе, на сколько больше или меньше Б1, П, Б2 и С2 вырабатывает твой желудок, твои кишки, мозговой ствол, печень, почки, поджелудочная железа, скажу тебе, как твои ошибочные поступки и ложные чувства превращаются в недостающие или излишние килограммы.»

Он смешивает в кучу науку, религию, бытовуху и человеческий фактор и (думает наверное, что творит какие-то гениальны фразы) порит несусветную чушь.
Еще меня бесила скурпулезность, хотела привести цитаты про «гробовую тишину» и «курящие единицы», но там целые страницы бреда, слишком много заняли бы места.
Еще местами проявлялся крайне неуместный романтизм - розы цветут сквозь камень, где похоронена еврейская католичка;

«я влюбился в этот город, в его прах, который скрипел у меня на зубах, в его землю, которая дрожала у меня под ногами»

Может я докапываюсь, но меня резало.
И автор часто «проявлял творчество», от которого я уходила в фейспалм, особенно запомнилось кодовое имя жены высокопоставленного лица – Киска.

Вторая мировая война.
Все портреты, все судьбы наших интервьюируемых и Лени с Борисом, происходят на фоне второй мировой войны, они изобилуют подробностями быта, кто как жил, работал, скрывался. Какие махинации с бумагами, деньгами и имуществами производились. Короче, то же, что и в других миллиардах книг о второй мировой войне (описывающие период несколько лет до и после оной). Да и герои все подобраны типичные (ожидаемые).

Итог: книга читается ужасно тяжело из-за формы. Она скучная, полна неумелых высокопарных фраз, романтизма (редкого, отчего неуместного) и нелепых комментариев "автора". Все главные герои либо страдальцы (что очень любят эксплуатировать авторы, война такая благодатная для них тема! Столько смертей и экстренных ситуаций, можно терзать читателя и без фантастики), либо спекулянты, но все герои скучны. Они запоминающиеся, да, как шаблон (копировать, вставить). В книге понравилось… ничего.
Я, в какой-то мере, нахожу здесь историческую ценность. Все.

Комментарии


Еще больше захотелось прочитать...