Больше рецензий

russell67

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 мая 2017 г. 22:00

2K

3

Дорогой, любимый мой Боже, неужели человеку, чтобы спастись, недостаточно просто верить в Тебя, Тебе молиться? Неужели грехи наши столь велики, что и Тебе не справиться без козлов отпущения?



Если внимательно дочитать этот 760 страничный роман до конца, то можно в голове выстроить четкий и довольно линейный сюжет с постоянными отвлечениями на ту же "Лестницу Якова", сквозь ад и бездну неправильного пути Средневекового Советского общества. Шаров иронизирует и сравнивает Великих Вождей с символизмом Фараона и возвращением крепостных колхозников в Древний Египет. В поисках Обетованной Земли мы в очередной раз погружаемся в бесконечные рассуждения пути полного Рая и нелицеприятного Ада. Всех точек зрения в субъективной интерпретации автора. Он осуждает этот путь от начала и до конца, и руководствуясь абсурдными цитатами глумится, и высмеивает этот путь, считая его в корне неверным. Ленин показал людям, что жизнь безжалостна и греховная жизнь неизбежна. Сталин мог существовать, по мнению одного из персонажей, выдуманных автором, только в бесконечных войнах, и очищения возможны лишь только через лишения родного дома и страдания. Это будто бы очень присуще русскому человеку. Всё это отрывает человека от Бога.

Противостояние Христа и антихриста началось на Руси давно. Два с половиной века напряжение росло, росло и в восемнадцатом году вышло на поверхность, превратилось в Гражданскую войну. И сейчас, я жалею лишь о том, что между добром и злом не может быть мира.


Для меня тоже революция связана с расколам. Подготовив ее и ее породив, в ней осуществившись, раскол выдохся. В революцию исполнились все его пророчества о царстве антихриста и Страшном Суде; лишь с приходом Спасителя опять что-то не сошлось.


Такие мысли вполне осмысленно отпечатаны в тексте, что вызывает и навевает довольно разные мысли. Потому что Шаров видит во всем вышесказанном единственный выход: скитания, бродяжничество, и поиски лучшего священного обетованного мира. Книга заканчивается потопом и авторским очищением на страницах истории.

Мы все и всегда спешим, куда-то уходим, так или иначе перебравшись через Красное море, скоро возвращаемся обратно. Народ, запутавший и себя, и Бога, мы давно не понимаем, где Египет, а где Земля Обетованная, да и сами мы кто?



Но это ожидает читателя на второй половине книги - ближе к финалу. По-началу история романа Шарова была совсем о другом. Владимир Шаров берет на первый взгляд очень необычную для читателя и современного русского авторства тему. Творчество Николая Васильевича Гоголя, и главную загадку его писательского мастерства - судьбу не догоревшего 2 тома знаменитой поэмы "Мертвые души". Берет и описывает эту тему он очень искусственно. Она заявлена лишь первой темой для общего разговора. Поводом, который автор очень увлекательным образом озвучивает на самых первых страницах романа эпистолярного жанра.

У Гоголя не было семьи, жены и детей. Но Шарову это совершенно неважно. Его герои очень дальние, внезапно возникшие родственники. Главного героя тоже зовут Николай, и на его плечи, как по наследству, передается важная семейная миссия - попробовать дописать 2 и 3 тома "Мертвых душ".

И вот с этого роман Шарова и начинается. С философствования и диалога с читателем на заданную автором тему. Мы то становимся свидетелями разных оригинально выстроенных постановок "Ревизора", то анализа "Носа", который будто бы закольцовывает всё творчество классика. Автор использует вечно актуальный для любого религиозного Библейский мотив сотворения мира, и других смежных вечных историй , и проецирует их на творчество Гоголя, жизнь и судьбу дореволюционной, революционной и дальнейшей России.

Только Ревизор, посланный Верховным судей, решает, жив ты или уже нет. "Ревизские сказки" - российская книга жизни. Если твое имя выписано в нее, какие могут быть сомнения? А то, что не работаешь на своего помещика, разве это смерть для христианской души?


В чем плюс данного литературного эксперимента, так это обилие исторической и художественной информации и порой крайне сомнительной достоверности. Информация спорная, но весьма интригующая. Думаю многие читатели захотят прочитать огромное, необъятное количество других, более классических и содержательных произведений. Шаров очень категоричен, по-своему юмористичен, бесконечно религиозен и пишет свои большие книги весьма выразительно.
Давая оценку и еврейскому вопросу, и Библии, и судьбе России, творчеству Гоголю, сотворению мира, и всей цивилизации в целом. Так бы писал, и писал, впереди нашей рецензии было бы слишком много страниц.

Ставить ей оценку, дискутировать, критиковать грешно и совершенно нелепо. Он словно престарелый Пелевин, только неимоверно более искусный и чисто русский, классически многословный писатель. Описывает ряд эпизодов очень искусно, чувствуется Советская школа, к которой он относится с юмором, и весьма прозаично.

И при всем при этом это роман в письмах. Помните, тот самый роман, который я читал в прошлом году "Лестница Якова" Людмилы Улицкой.

С сюжетной и содержательной составляющей произведение Улицкой оказалось более удачным. Но.... Как интересно было читать первую половину рассуждений и анализа Шарова произведений Николая Васильевича Гоголя. Это не поддается какому-либо дельному пересказу и сдержанным комментариям. Интересно, необычно и более, чем весьма увлекательно. Если так можно здесь выразиться...

Сюжетные линии с течением времени стали появляться, и немного выбивали меня, как читателя из сформировавшейся вовремя прочтения колеи. Но лишь в середине. В финале он создал ряд сквозных, внутренних историй, которые оказались яркими, живыми и очень вкусно написанными. Мне очень понравилось, как пишет именно писатель Шаров. Как он выдумывает и описывает эти диковато сделанные, субъективные, но родные для русской души писателя и простого обывателя - человека . И как сочетается библейский эпос с судьбами обетованного вечно греховного и падшего мира. Перед нами целая философия падшего и очень неоднозначного, странного мира.

Когда то в выпуске "Школы злословия" Владимир Шаров сказал, что специально не выдумывает и не продумывает эти истории. Он берет темы, в которых совершенно ничего не знает, и не понимает. И просто начинает рассуждать и философствовать на выбранную самим собой тему. Может быть всё это в корне не верно. Но это уже последствия его очередного литературного эксперимента.

А мы невольные зрители. Правда эксперимент нешуточный. Целых 750 страниц. Читать или не читать - решать Вам;;;;;

Не скрою очень сильно устал под конец этой объемной, но еще раз замечу в целом увлекательной прозы. Я бы книгу сократил и чуть более детально отредактировал. Но кто я и что такое проза писателя историка Владимира Шарова? Очень необычная русская современная проза.

Корень любой революции в слабости человека. В убеждении, что каким создан, он бессилен противостоять злу. Революция есть восстание слабого человека против Творца своей слабости. Суд над Ним. Истинный страшный суд и конец прежде сущего. Но и тут нам послабление. Твой Крум прав. Вера человека сменит веру в Бога не сразу - за несколько лет.


Сначала мы думали, что Бог оставил Свой народ, а потом решили, что Его просто нет.


Люди слишком разные. Чтобы никого не испугать, не оттолкнуть, Господь даже Веру каждому дает по силам.