Больше рецензий

13 мая 2017 г. 08:25

774

5 Редко, но метко

Д.Бакин является одним из самых скрытных авторов современной русской литературы. По ряду источников можно наблюдать, что он имеет порядка четырех печатных публикаций. О биографии автора известны лишь отрывки: это энциклопедические справки и воспоминания отца. В пику воспоминаниям, хочется отметить, что и из них особенно многого не выявить. Разные отрывочные сведения об авторе можно почерпнуть из статей, выходящих в "Знамени" и других периодических журналах.
Данная книга - это большой труд по собиранию художественных произведений автора. Рассказы, которые мы могли видеть в "Огоньке", в "Знамени", в "Новом мире", в книге, изданной "Лимбус-пресс", представлены здесь во всей красе. Дополнением являются многие фрагменты и рецензии на автора, что, несомненно, делает книгу весьма полезной для исследователей творчества автора.
Трудно описать с ходу истории, которые дарит Д.Бакин. В его рассказах проскальзывает человек в своей непримиримой борьбе с окружающим миром. Этот человек неизбежно проигрывает, что является отсылкой к основной характеристике русского менталитета, как говорил Н. Гоголь : «Нашего русского человека надо благодарить хотя бы за его намерения, потому что у него все равно ничего не получится». Но в этом и есть его торжественный марш над жизненными трудностями, это и есть причина, по которой мы являемся победителями в войнах - мы бьемся и бьемся так, что после нас хоть потоп.
Прежде всего, читателю данной книги лучше ознакомиться с рассказом "Лагофтальм". Это, пожалуй, единственное из произведений, написанных Д.Бакиным, в классической манере. Здесь он отдаляется от внутреннего концентрата, чрезмерной рефлексии, потока сознания - в конце концов, все-таки присутствует целостный сюжет.
Часто в рассказах Д.Бакина мелькает борьба с смертью. Здесь стоит упомянуть рассказы "Стражник лжи" и "Оружие". Первый рассказ, за который он был был удостоен премии антибукера, описывает мужчину, который не мог смириться со смертью жены, хотя это будет, скорее, одной из читательских версий. Вероятно, он просто включает защитную реакцию: отрицает смерть любимой, чтобы продолжать жизнь.
Рассказ "Оружие" в борьбе со смертью более аллегоричен, но более торжественен. Обстоятельства действия, главный герой, причины и следствия - всё в данном произведении уходит на задний план. Перед читателем только смерть в лице некоторой армии, к битве с которой без тени страха и сомнения готовится главный герой.
В целом, в произведениях Д.Бакина поражает стиль написания и язык. В наше время, когда литература больше формализуется, больше поддается структурному распаду, - такие произведения внушают надежду на то, что у русской литературы есть светлое будущее.
Прискорбно, что автор покинул нас, так и не раскрыв в полной мере свой талант.