Больше рецензий

13 мая 2017 г. 03:02

435

0 Неизбежная потеря

Ещё из школьной программы известно, что Чехов "Вишнёвым садом" показывал революцию в малом масштабе. Но то ли время уже не то, то ли я неправильно понимаю революцию, но всё что можно сделать с этой книгой - это понаблюдать маленькую трагедию когда-то богатой семьи. Да и трагедией это не назовёшь, скорее падением, которое тянется уже много лет, с тех пор как семейство Раневской уехало за границу и начало медленно но верно терять состояние. Падение завершается вырубкой вишнёвого сада. Обладатели имения страшатся возможной утраты и связывают со своим садом всё лучшее и светлое, что было у них в жизни, но всё равно вся история свершается без борьбы. Раневская лишь просит советов и раскидывает деньгами, Гаёв только много и витиевато говорит и обещает, без какого-либо эффекта. Читателю потеря становится очевидной и неизбежной сразу же при понимании характеров этих геров.

Если говорить о характерах, центральные персонажи - Лопахин, Раневская, Гаёв вполне понятны. Трофимов говорит необычно, но что пытается донести - неясно. Возможно просто типичный студент того времени, помешанный на новой тогда философии. Яша - отличный показатель того, как Раневской сложно строить свою жизнь, не только растратила деньги, но и допустила в свой круг этого довольно неприятного персонажа. Фирс - просто ещё один символ умирающего прошлого.

Можно задаться вопросом почему Лопахин не женился на Варе. Возможно потому, что всю семью он видит от себя далёкой, ведь он - "ежели подумать и разобраться, то мужик мужиком..." Конечно он человек дела, знает цену деньгам, знает чего хочет. Но при этом сначала много советует семейству как поступить правильно, чтобы сохранить сад, относится с некоторым уважением, а далее феерично радуется тому, что купил имение - "Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню.", "Идет новый помещик, владелец вишневого сада!". Лично для меня здесь чувствуется то, что Лопахин всё ещё считает себя простым мужиком а их кем-то более возвышенным, от того и непоследовательность в отношении.