Больше рецензий

12 мая 2017 г. 15:54

230

5

Талантливы хакер, который иногда употребляет наркотики, может путешествовать по киберпространству, называемому «матрицей». В этом ему помогает женщина, настоящая «бой-баба», одетая во всё черное. По пути к своей цели они посещают город Сион…
Так, стоп! Это что-то знакомое…
Действительно, сюжет книги и мир будущего напоминают культовый фильм «Матрица». Правда, «Матрица» вышла спустя 15 лет после выхода книги Гибсона. Наверное, книга просто навеяла ̶б̶р̶а̶т̶е̶в̶ сестер Вачовски на создание и разработку этого сценария, потому как назвать «Матрицу» плагиатом «Нейроманта» никак нельзя. Да, некотрые названия и сюжетные линии имеют сходство, но не более. Да и сам Гибсон после премьеры «Матрицы» говорил не «эти гады сперли мою книгу!», а: «такого восхищения я не испытывал давно». Так что, закончим параллелями и ассоциациями с «матрицей» и перейдем к моему впечатлению от книги.

. И ещё в моём отзыве будут иметься моменты, в которых я буду раскрывать сюжетные детали книги, так что, если не читали книгу. То и от прочтения отзыва можете воздержаться.

Итак, книга. С первых строчек автор не плавно погружает, а просто кидает читателей в этот незнакомый, фантастический мир, попутно осыпая нас непонятными терминами. Это можно сравнить, как некоторые отцы учат детей плавать, просто кидая их подальше в воду. Но в такой вот ситуации отец-то хоть находится рядом, а вот Гибсона рядом при прочтении книги нет, иначе я бы у него сразу спросил: «Уильям, что это и почему твои персонажи разговаривают, как обкуренные???». Чуть позже мы узнаем ответ на один из вопросов – персонажи разговаривают, как обкуренные, потому что они и есть обкуренные. А ещё обколотые, обнюханные и об-какие там в будущем есть методы приёма наркотиков? Чуть позже мы знакомимся с главным героем. Кейс – вор и хакер, некогда умелый, но ныне травмированный из-за своей жадности и глупости и теперь он является заложником своего тела, потому как из-за проблем со здоровьем бестелесные путешествия по киберпространству для него теперь заказаны. И вот он, опустившийся на социальное дно, влачит жалкое существование, пока его не находит девушка Молли – она является наемницей, дерущаяся не хуже Брюса Ли, у неё из под ногтей могут вылезать бритвы и вообще благодаря пластическим и генным операциям она является самой настоящей боевой машиной. Молли отводит Кейса к Армитджу, своему боссу, который соглашается оплатить лечением Кейса, взамен на работу по взлому и проникновению в несколько очень охраняемых систем.

Мир, который нам рисует Гибсон, ужасен. С самого начала нам описываются обшарпанные здания, оборванные провода, техника работает через раз, всё держится на соплях (не в буквальном смысле, но то дверь держится на одной петле, то трещина на окне заклеена скотчем), вокруг грязь, антисоциальные элементы в большом количестве… А ведь это мир высокотехнологического будущего и по идее все должны быть здоровыми, счастливыми и довольными, но в будущем ничего не поменялось и несмотря на скачок в области техники, оружия и генной инженерии, просты люди продолжают влачить жалкое существование.

Люди этого будущего охотно пользуются пластической хирургией и генной инженерией. Пересадка органов – обычное дело. Механическая рука, вставленная вместо недостающей конечности – да раз плюнуть! Бритвенные лезвия, выскакивающие из под ногтей – обыденность, ничего стоящего.

Книга очень сложная и тяжелая. Гибсон не торопится объяснить – что, почему и как. Мол, я придумал интересную историю и необычный мир будущего, сейчас я вам её расскажу, но объяснять не намерен. И, с одной стороны, радует, когда писатель не идёт на поводу у читателя и не р»разжевывает» всё, что хотел сказать, но с другой стороны, конкретно для этой книги, немного конкретики бы не помешало.

Но несмотря на всю сложность и непонятность, нам, живущим в XXI веке, происходящее кажется более логичным и понятным, нежели тем, кто прочитал эту книгу в 1984 году, в год выхода книги. Я просто не могу себе представить, что думали люди и что они себе представляли, читая про интернет, флешки, подобия мобильников, блютуз гарнитур, шлемов виртуальной реальности. Поэтому, Гибсона можно назвать отличным провидцем – да, он заглянул не в такое уж далекое будущее, но он описал принцип действия привычной ныне нам техники довольно подробно. Уж не знаю, как в США и в Канаде в то время было с развитием технологий, но у нас, по рассказам родителей, компьютеры были огромные и пользовались ими с помощью перфокарт*.
Прочитав страниц 90 и совершенно ничего не понимая, я решил с этим покончить. Но, обычно, в подобных случаях, я решаю не мучить себя и откладываю её чтение до лучших времен и, чаще всего, не возвращаюсь к ней. Но в этом случае я решил начать читать с самого начала и читая то же самое во второй раз и уже зная, чего ожидать, я стал немного понимать происходящее, обращать внимание на детали, обнаружив даже, что в книге есть юмор! Пускай, это сатира на государство/военных, или чёрный юмор, но он есть! Благодаря тому, что я перечитал начало книги, книга стала мне нравится не только из-за оригинальной задумки автора, но и благодаря очень интересному ходу развития сюжета.

Особенно мне понравилась сцена первого рейда главных героев, когда Молли в реальном мире отвлекала охранников, пока Кейс внедрялся в эту организацию через киберпространство. Гибсон, показав в этой сцене, что он может описывать захватывающее и интересное действие, немного сбавляет темп. Мне это не совсем понравилось. Я ожидал, что теперь до конца книги будет нечто подобное – то есть захватывающие драки, столкновения в киберпространстве, много динамики. Но у Гибсона были другие планы. До второго, самого главного рейда, автор решил раскрыть персонажей, объяснить мотивацию их действий. Что тоже не совсем пошло книге на пользу, потому что главный герой – Кейдж, кажется серой мышью по сравнению с Молли и Армитджем. А ещё Гибсон решил внести немного ясности в сюжет, раскрывая истинную цель операции. И это было довольно неожиданно. Точнее, такого поворота событий не ждал. Я то думал, что Армитдж и его команда – простые воры, что их мотивы просты: украсть, продать, жить в своё удовольствие. Но всё оказалось совсем иначе…Дальше раскрывать сюжет не буду, и так уже много что про него рассказал.

Перейдем к впечатлением. С фантазией у Гибсона всё в полном порядке, что он регулярно демонстрирует по ходу действия книги, начиная от сюжета, закачивая описанием технологий будущего и киберпространства. Особенно мне понравилось, как Гибсон описывал путь прохождения вируса, т.е. он не просто писал, как его персонаж вставил флешку, загрузил вирус и ждёт, пока тот сделает свою работу, а он описал, как всё это выглядит в киберпространстве, «глазами» вируса. Это довольно необычно и занимательно!

Моментами мне казалось, что эту книгу написали в соавторстве Филип К. Дик и Уильям Берроуз. Книги Дика это напоминает по стилю, да и некоторые сюжетные моменты заставляют вспомнить «Убик» и трилгию «Валис». Но это очень даже хорошо, так как Дик один из любимых моих фантастов и я восхищаюсь его книгами, поэтому прочитать нечто подобное было для меня приятно. А вот Берроуза мне это напомнило из-за большого содержания сцен с употреблением наркотиков. Просто, эти сцены в большинстве своём значения не имеют. Я понимаю, Я понимаю, что в книге, в большинстве своём, представлены антисоциальные элементы и было бы странно, если бы они расслаблялись поедая мороженое и прыгая на батуте, но всё же, эти сцен можно было бы подсократить и оставить их только в сценах с участием Кейса и Ривьеры. И вообще их читать неприятно.

Оригинальный сюжет; оригинальные представление о мире будущего с описанием доселе невиданных технологий; порою много действия; сатира в адрес всех и вся… Но мне, всё-таки, не хватало немного конкретики, разъяснения, деталей. Мне приходилось возвращаться назад и перечитывать по несколько раз одни и те же фрагменты, потому что я не мог понять, что там вообще происходит. И происходит ли это в реальности, в матрице, или ещё где-нибудь. Но, может быть, автором так и задумывалось, чтобы читатель, не понимая что происходит, возвращался назад и внимательно и вдумчиво вчитывался в происходящее, а не просто пробегал глазами с целью скоротать время. Но, для сравнения, упомянутый мною «Валис» Филипа Дика (а точнее, первая книга трилогии одноименным названием) я прочитал не отрываясь, хотя там действия по минимуму, объяснений ещё меньше и вообще это больше философско-религиозный трактат.

В общем, не буду придираться к мелочам и из-за не явных недостатков ругать книгу и автора. Если я и не понял, то просто надо было внимательнее читать и Гибсон в этом не виноват. Он не обязан всё объяснять и пояснять, а книгу он придумал и написал невероятно крутую и необычную! Если вы меня не послушались и не читая эту книгу всё же прочитали отзыв д, то мой вам совет – читать книгу стоит, только делать это надо внимательно и, желательно, медленно и вдумываясь.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Перфокарта - (перфорационная карта, перфорированная карта, от лат. perforo — пробиваю и лат. charta — лист из папируса; бумага) — носитель информации, предназначенный для использования в системах автоматической обработки данных. Сделанная из тонкого картона, перфокарта представляет информацию наличием или отсутствием отверстий в определённых позициях карты.