Больше рецензий

_Yurgen_

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 мая 2017 г. 11:19

1K

5 Проза философии

Вместо вступления: очень хорош, в том смысле, что доступен, пример с детским мячиком; прочтёте – узнаете!

Книга не для всех, это совершенно точно. Знаю, что не самые далёкие от мышления и наблюдения люди, осмысленно читавшие Ницше, Бубера, Тоффлера и т.д., «сломались» на этом произведении. Один из способов в некоторой степени понять мысли Пятигорского – представлять его голос по ходу чтения (благо сохранились видео- и аудиозаписи). Тем более, что перед читателем именно тексты лекций. Здесь, кстати, могут помочь записанные когда-то на ВВС лекции Александра Моисеевича о понятии «сознания» в философии.
Абстрагирование от личности Пятигорского, как мне кажется, и создаёт трудности в восприятии его обсервационной философии. Текст сложный, хотя отдельные парадоксы даже сами по себе, в отрыве от общей канвы размышлений автора, очень забавны. Друг Пятигорского, И.П., назвал «минимум свободы», т.е. «философствование» как «думание о чем угодно», четким симптомом

«шизоидного нарциссизма с психоаналитической точки зрения. Я не возражал, но лишь робко заметил, что с точки зрения минимума свободы психоаналитическая точка зрения в целом (что такое шизоидный нарциссизм, я до сих пор не знаю) – это просто другой выбор объекта… <…> “Но мы же говорим о сути дела!” – гневно среагировал он, не понимая, в какой философский тупик он меня почти загнал. Но все дело в том, что в смысле обсервационной философии сути дела нет»


Есть, конечно, с моей точки зрения, некоторые спорные моменты, несмотря на то, что Пятигорский обосновывает их появление. Я говорю, прежде всего, о привнесении в лекции индийской философии, которая требует большого отдельного разговора и примером или иллюстрацией может выступать только в ограниченном объёме: слишком многое надо попутно объяснять,
а попутно не получается, да и не может получиться. С западноевропейской философией ситуация всё-таки другая:
она в целом лучше у нас известна.
Добавлю, что в своё время на слове «атман» закончилась в СССР карьера Пятигорского, как преподавателя. Я думаю, это не анекдот, а чистая правда. Индийская философия и сейчас находится за пределами «вульгарного» образа жизни среднего европейца.
Книга, небольшая по объему, требует максимальной сосредоточенности, то есть того, что противопоказано суете. Поэтому, повторю, – не для всех!

Вместо заключения по памяти воспроизведу диалог между дочерью Пятигорского и им самим, процитированный на одной из лекций Александра Моисеевича. Речь идёт о пользе философии:
– А для чего всё это?
– А не для чего!!!

Комментарии


"А не для чего" - это для меня знаковый критерий )

Действительно, чем дальше, тем больше понимаю, что живое и интересное вне пользы и вне "народного хозяйства". На примере философии это особенно заметно. Помню, как практической пользы от науки требовали люди абсолютно бесполезные даже в самом узком смысле, пустые... Знание самоценно, и только оно "меняет человека онтологически", как говорил Пятигорский.


Знание должно быть практически применимо, а еще лучше - проверяемо и доказуемо. А учитывая то, что знание - это отражение действительности в мышлении человека (то есть каждой конкретно взятой личности), то это, простите, вопрос вкуса - какое знание считать ценным. Для кого-то ценно одно, для кого-то другое :)


Знание самоценно... Пятигорский видит всю эту проблему гораздо шире, чем в пределах "практической пользы", которая, в сущности, не так уж велика и не так уж интересна для философа, разумеется. Пятигорский говорит о глубинных основах знания и мышления, их сложном взаимообусловленном существовании; применение их - другая проблема вне обсервационной философии, как мне представляется.


Соответственно, заключаем, что самоценное знание ценно только для философов....


Не только! Иначе бы не было никаких читателей философских книг, кроме самих философов, т.е. авторов философских учений. Собственно и ученые, если считать философию совершенно отдельной областью, тоже - адепты знания. Второй вопрос, что люди науки не всегда способны осмыслить философские основы своего предмета изучения. Не у всех наук есть разработанная философия! Всем интересно, в конце концов, но не у всех хватает духу и сил заниматься познанием.