Больше рецензий

10 мая 2017 г. 16:27

294

5 Дом человеческих душ

С большим интересом прочитал дебютный роман астраханского писателя Виталия Михайлова «Паутина». Не могу сказать, чтобы книга захватила меня с первых страниц и бурным течением понесла по руслу сюжета. Начало произведения особо динамичным не назовешь. Оно и понятно: автор постепенно, шаг за шагом погружает нас в загадочный мир некоего Дома, где спят и молятся рины — обликом обыкновенные девочки и мальчики, но это обманчивое первое впечатление. Но вот первые страницы прочитаны, и сюжет постепенно начинает ускоряться. Это достигается художественным методом, который использовал писатель: передавая события, происходящие с героями, он пользуется глаголами настоящего времени, а не прошедшего, как это делает подавляющее большинство других авторов. Благодаря этому читатель словно оказывается непосредственно рядом с героями, видит и ощущает все то же, что видят и ощущают они. Скорость сюжета нарастает еще и потому, что писатель дробит повествование на небольшие фрагменты. Они сменяют друг друга, не позволяя читателю надолго оказаться в таинственном Доме, или квартире журналиста, или в редакции газеты. Только привыкнешь к одной обстановке, как ее резко сменяет совершенно иная, даже порой в другом измерении. И чем ближе к финалу книги, тем стремительнее происходят события. Тем больше нарастает их драматизм.

Часть повествования происходит в реальном мире. Это Россия начала 2000-х годов. Но понять это можно лишь по некоторым приметам того времени. Оно близко и понятно автору, но, в принципе, не историческую же книгу он писал, и потому действие можно было бы отнести к любой эпохе. Ведь вопросы, поднимаемые в повествовании, существуют с тех пор, как люди впервые задумались о существовании ада и рая. Но их в книге не отыскать. Как назвать то неизвестное пространство, где происходит действие половины романа? Автор не дает ему определения. Это место, определения которому не встретишь даже в «Божественной комедии» Данте, где человек после смерти попадает в чистилище, ад или рай. У писателя эпохи Возрождения все категорично. Создатель «Паутины» придумал нечто абсолютно новое, чему решил не давать названия, но наделил определенными признаками. Там, вроде бы, все, как на Земле, но это лишь так кажется...

К какому жанру отнести книгу «Паутина»? Это не боевик (хотя один из героев личность криминальная), не фэнтези (хотя, как уже говорилось, часть сюжета отнесена к другой «реальности»), не любовный роман (хотя некоторые персонажи испытывают это светлое чувство) и не приключенческий, потому что событийный мир ограничен небольшим кругом локаций. Кто-то однажды придумал подходящее определение: «Городская мистика». Возможно, так и есть. Но намного шире. Глубже. Ведь в романе доминируют не приключения, не сделан акцент на том, чтобы шокировать читателя невероятными монстрами. Здесь над происходящими событиями превалирует философия жизни и смерти, добра и зла.

Книга оставляет глубокое впечатление. Местами она шокирует, пугает, но не для того лишь, чтобы пробудить эти чувства. Это словно попытка автора дотронуться до тонких струн души читателя и проверить его: ощущает ли, понимает? На личном опыте скажу, что автору «Паутины» сделать это удалось. Как и глубоко задуматься после прочтения последней страницы о том, что же такое на самом деле наша душа, и в какую паутину она может угодить, если то ли сам человек пойдет не тем путем, либо где-то в таинственном Доме случится нечто из ряда вон выходящее.