Больше рецензий

9 мая 2017 г. 22:02

216

5

Я очень люблю "женскую" прозу - книги, в которых женщины описывают мир женщин. "Цвет пурпурный" Элис Уокер относится именно к таким произведениям, и, читая ее роман, невозможно не проводит параллели с "Рассказом служанки" М.Этвуд.

Обе книги рассказывают нам о немного фантасмагоричных женских мирах, которые нам, людям европейской цивилизациии 21 века, немного трудно представить: Этвуд повествует о выдуманном мире теократии, где женщина лишена прав и полностью овеществленна. Уокер показывает нам мир, который существовал 100 лет назад - мир чёрных американок, которые тоже не имели никаких прав и фактически являлись собственностью мужчин - сначала отца, а потом и мужа.

Рассказ в обеих книгах ведётся от имени главной героини. У Этвуд она полностью обезличена - мы даже не знаем её имени. В "Цвете пурпурном" главная героиня, Сили, одновременно и неприметна (некрасивая, худая, полуграмотная домохозяйка), и выделяется - она нетрадиционной ориентации, пережила инцест, родила двух незаконнорожденных детей. Сили пишет письма Богу, как единственному собеседнику, который всегда "на связи". Своему получателю Сили доверяет как бытовые горести, вроде тяжёлой работы по дому и присмотром за детьми мужа, так и более ужасные вещи - изнасилование, беременности, дети, которых она лишилась, побои от мужа, его любовницу.

С одной стороны, к главной героине невозможно не испытывать жалость - мол, недалёкая, забитая дурочка. Особенно принимая во внимание, что так или иначе она окружена другим типом чёрных женщин - решительных, строптивых, уверенных в себе. К этому типу относятся Нетти, сестра Сили, ее невестка София, сестра мужа и, конечно, несравненная Шик Эвери. Все они советуют героине научиться постоять за себя, но мисс Сили даже невдомёк, как это делать.

Но постепенно ее характер начинает раскрываться, и невольно начинаешь восхищаться ее простотой. Сили действительно похожа на полевой цветок - неприметная, скромная, терпеливая и несущая добро в мир. Героиня просто и терпеливо принимает окружающую её действительность, не пытается бунтовать, а ищет утешение в простых радостях - подруги, чувства к Шик, пошив брюк, расчёсывание волос. Это мудрая жизненная простота, по ходу чтения книги меня не отпускала мысль - надо же, как бывает! Приняла в своём доме любовницу, так просто относится к нелюбви мужа, спокойно рассказывает о странных отношениях в семье пасынка...

Кстати, семья Харпо(пасынка) однозначно заслуживает того, чтобы о ней рассказать. Харпо молодым парнем женится на строптивой Софии, которая мне кажется полным антагонистом мисс Сили. София решительная, уверенная в себе, знает, что хочет и - главное!- ничего не боится. Первые годы молодые живут счастливо, а затем Харпо начинает попытки "вести себя как мужчина", но София не собирается ему уступать. Она не намерена терпеть побои, и молодые начинают драться(что уже практически бунт!), а потом, отчаявшись, София уходит от мужа. Харпо тоскует, но не уступает. К сожалению, у него нет примера мужского поведения в семье, единственный совет, который он получает от отца - это бить жену. В итоге София сходится с другим мужчиной, а Харпо живёт с Мышкой - противоположностью Софии, которая попадает в тюрьму за то, что не просто поругалась с женой мэра, пожелавшей дать милостыню гордой чернокожей, но и накостыляла самому мэру. Софию это ломает, она практически умирает в неволе, и оттуда по решению семейного совета вытаскивает ее Мышка. Вытаскивает дорогой ценой, было так горько читать о том, как Мышку наряжали на разговор с ее дядей-начальником, а вернулась она от него изнасилованной....

Хочу упомянуть об отношении Софии с её воспитанницей, дочкой того самого мэра - именно в его доме женщина живёт практически в рабстве, отрабатывая своё "преступление". Ребёнок привязывается к чёрной нянюшке, продолжает с ней общаться, повзрослев бежит к ней со своими горестями, но в итоге София не выдерживает и говорит горькую правду о том, что не любит и не должна любить ни саму Элинор Джейн, ни её ребёнка. Только после этого всплеска воспитанница интересуется у родителей, как София попала к ним в дом, и рвёт отношения с семьёй, узнав правду.

Ещё одна линия отношений, которую хочется упомянуть, это отношения мисс Сили с её сестрой Нетти, которая сначала уходит из дома домогавшегося ее отчима в дом сестры, где её домогается зять, который из мести не отдает жене письма ее сестры. А Нетти, волею судьбы оказавшаяся в доме миссионеров, усыновивших детей сестры, годами продолжает ей писать из далекой Африки, где живёт невероятной и трудной жизнью, полной своих радостей и разочарований. Сили впервые бунтует против мужа и проклинает его, обнаружив спрятанные письма. Жадно читает их и.... меняет адресата! Начинает писать о своей жизни Нетти, а не предавшему ее Богу, про которого она говорит:

...ежели б он хошь иногда прислушивался к нищим цветным бабам, то мир был бы не такой помойкой, скажу я тебе


В ответ Шик предалагет совей подруге другого Бога вместо белого старикана (который должен быть курчавым и смуглым, по идее):

Бог внутри тебя и вообще вгутри всех.Ты только родивши, а Бог уже в тебе. Кто ищет внутрях, тот и находит... Бог это всё, вот такая моя вера


К концу книги мы видим постаревшую, но прекрасную душой Сили, которая любит, хоть и страдает, верит и ждёт(и обретает сестру), примиряется с мужем, который очень изменился после ухода двух важных женщин его жизни. Сили живёт в своём доме, занимается любимым делом, и, как она сама говорит о себе:

да, я нищая. И, уж точно, чёрная. Может быть, некрасивая. И што верно то верно, не умею готовить. Но я есть.


И мне вместе с Шик хочется сказать: аминь, Сили, ты есть, и ты хороша и достойна любви, даже если ты и полуграмотная чёрная домохозяйка,живущая за 100 лет до меня, в другом, далёком мире, который стал мне немного ближе и понятнее благодаря тебе.