Больше рецензий

Maple81

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 мая 2017 г. 22:48

255

5

Что для нас сейчас представляет собой Восток? Жаркие бедные страны, где живут арабы, все женщины ходят в чадре и безмолвно покоряются мужчинам, а мужчины предпочитают разъезжать на джипах и потрясать автоматами. А временами, вооружась Кораном и поясом шахида отправляются мстить неверным. Согласитесь, такое представление очень мало мотивирует попытаться узнать немного побольше о культурах мусульманских стран, да и начать их различать хотя бы.
И первая книга, которая начала несколько исправлять такую безрадостную картину для меня была "Книготорговец из Кабула". Хотя речь там идет о другой восточной стране, но я с удивлением узнала, что раньше, до прихода к власти талибов, женщины не носили хиджабов, а расхаживали по улице с открытым лицом. И что многим это нравилось, и они недовольны таким изменением порядков. И не только женщины, целый ряд мужчин их поддерживал. А еще я вынесла оттуда, что запуск воздушных змеев - это страшный грех! Это занятие казалось мне настолько безобидным, что этот пункт больше всего меня потряс в нелепом (или кошмарном, смотря из какой страны ты на это смотришь) списке ограничений, наложенных новой властью.
Благодаря той книге, происходящее в этой мною воспринималось уже как более привычное.
Шахи - для нас это что-то из старинных персидских сказок. А для жителей Ирана - это вполне привычная форма правления. Была. Впрочем, Иран же и находится на территории бывшей Персии, той нашей сказочной Персии с дворцами, украшенными драгоценными камнями и устланными красивейшими коврами ручной работы, где жестокий шах свирепо наказывает своих подданных, но мудрый Ходжа Насреддин всегда умудряется обвести его вокруг пальца. Но время течет как песок сквозь пальцы, Персия становится Ираном, слабого шаха изгоняют из страны, а к власти приходит народ. Теперь всех богатых сажают в тюрьмы, отбирают у них накопленные деньги, отдают их дома верным стражам революции, а в тюрьме к своему следователю, охраннику и палачу, который тебя избивает, ты должен обращаться "брат", и никак иначе. Ничего не напоминает? Кажется, все революции похожи между собой, даже если не брать ту первую, которая приходит в голову, можно вспомнить "93 год" Гюго, и существенной разницы мы не увидим. "Народ" уничтожает прежних министров, а вместе с ними и всех остальных, кто бывал у них на приемах. Например, ювелир когда-то сделал украшение для шахини, серьезное обвинение! Впрочем, ювелиру еще везет. Человек, имеющий дело с драгоценностями, мастер своего дело, да еще и еврей по крови (надо же, там живут не только арабы!) не мог не скопить деньжат в таком количестве, которое бы заинтересовало рьяных революционеров. Только это его и спасает. А вот пианисту, вина которого состоит в том, что приглашали играть не только в знаменитые концертные залы мира, но и во дворец к шаху, уже так не повезет. Да и что сможет предложить в обмен на свою жизнь какой-то армянин. А вот вред причинить - может, всем известно, что песенки и музыка разлагают человека изнутри, склоняют его на путь легкой жизни, и он забывает о единственно правильном пути служения революции.
А ведь при этом шахе, вот ирония судьбы, женщины могли свободно ходить по улице в европейской одежде, ездить в другие страны (разумеется те, у кого были соответствующие доходы), писать статьи о катании на коньках в новом стадионе или о тому подобных прелестях отпускного времяпрепровождения. А после революции подобные вещи становятся подсудным делом, практически тяжелым уголовным преступлением. И происходит это не в каком-то там далеком прошлом век назад, а совсем еще недавно, в 80-х годах XX века.
Что же спасло нашего главного героя? Мне кажется, молодость этой революции, ее маленький стаж, порождавший анархию и отсутствие строгой дисциплины. Это давало шанс его величество Случаю, который мог качнуться как в одну так и в другую сторону. Для сравнения вспомним 30-е годы нашей страны. Разве для того, чтобы забрать деньги с банковского счета, находившегося в своей собственной стране, было нужно разрешение хозяина этого счета? И его для этого выпускали из тюрьмы! Разве мог новый революционер приглашать на день рождения дочери дочку арестованного? А хранить "дела" на подозреваемых не в сейфе в кабинете, а в шкафу в подвале? Так что только этот еще неустановившийся, не отлаженный и не отрегулированный режим и мог позволить нашему герою более-менее легко отделаться.
А автор молодец, не претендуя на масштабное повествование и не углубляясь в исторические и политические дебри, она смогла живописать историю чужой для нас страны, людей иных вероисповеданий (а это откладывает большой отпечаток на культуру и традиции) так, чтобы возбудить к ним наш живой интерес и заставить им сопереживать.

Комментарии


И происходит это не в каком-то там далеком прошлом век назад, а совсем еще недавно, в 80-х годах XX века.

Это еще ничего. Я офигел, что в Иране официально мораторий на забивание камнями ввели только в XXI веке! Всего-то лет 15 назад! А уж про их цензуру вообще молчу. Там весь сор старательно прячут под тот самый персидский ковер, чтоб никто не видел.


Заинтересовала рецензия, да и оценка такая высокая. Ничего не читала практически о странах востока.Однозначно хочу почитать.Спасибо за наводку.
Книготорговец из Кабула давно стоит в хочушках, но руки не дошли.