Больше рецензий

Julia_cherry

Эксперт

Просто читаю книжки. Ю.Ч.

6 мая 2017 г. 21:00

602

4 Когда б вы знали, из какого сора...

"Сотворение Святого" - один из самых ранних романов Моэма, написанный практически сразу после "Лизы из Ламбета", но я узнала об этом только после прочтения книги. Наверное поэтому в тексте чувствуется некоторая неуверенность автора, схематичность в описании душевной жизни героев, недостаточное внимание к проникновению в их внутренние переживания. Вместе с тем, яркость картин жизни средневековой Италии, с её войнами, страстями, любовью, интригами и неверностью, описание штурмов, казней и вооруженных переворотов - позволили мне простить будущему автору изящного романа о Никколе Маккиавелли очевидные несовершенства этой пробы пера. Как ни странно, больше всего этот роман напомнил мне даже не "Тогда и теперь" или "Каталину" самого Моэма, а невероятный роман "Избранник" Томаса Манна. И хотя сравнивать эти произведения невозможно (все-таки Манн писал своего героя в конце жизни, блестяще развив к тому моменту своё мастерство), но тематически они во многом близки. Судя по всему, для Моэма тоже не последним вопросом было то, откуда в сотрясаемой войнами, болезнями и страстями, увлеченной красотой, богатством и чувственностью стране возникало такое множество святых и подвижников. Оказывается, все просто. И автор доводит до своего логического воплощения идею "Не согрешишь - не покаешься". Поэтому будущий монах Джулиано проживает бурную жизнь Филиппо Брандолини, наполненную политическими интригами, дуэлями и словесными пикировками, чувственными наслаждениями, опасностью, красивыми костюмами, войной, изменами, соблазнами, дружбой, враждой... И вот в один совсем не прекрасный момент совершенный им грех перевешивает чашу терпения, и молодой еще мужчина оставляет все мирские радости и страсти ради рубища и молитвы. Мы ничего не узнаем о жизни фра Джулиано в монашестве, нам достаточно того, что переворачивая последние страницы книги мы понимаем, откуда возникло его имя, и представляем, от какой жизни ему пришлось отказаться, чтобы найти покой в своей душе.
Лежащая в основе сюжета любовная история довольно проста, но печальна, и совсем небанальна. Мне понравилось, что рассказывая о почти декамероновском эпизоде адюльтера, автор сумел найти слова оправдания каждому из его персонажей, и тем самым превратил их из возможных героев фарса в подлинных участников жизненной драмы.
Пожалуй, среди романов Моэма этот вряд ли покажется кому-то особенно сильным, но дух средневековой Италии здесь чувствуется вполне достоверно. Никак не могла вспомнить, кого же мне вся эта история особенно напоминает? Забавно, но совсем не только литературного персонажа - не слишком давно прочитанную "Жизнь Бенвенуто Челлини, написанная им самим". И еще рассказ о герцоге Руффано Клаудио по прозвищу Сокол, с которым я познакомилась благодаря профессору Донати из романа Дафны дю Морье "Полет Сокола". А значит, несмотря на то, что у Моэма этот роман нельзя считать одним из лучших, в эпоху он проник довольно точно.
В общем, если хочется прогуляться по улицам средневековых итальянских городков и вновь встретиться с любимым английским писателем - вам сюда. :)

Книга прочитана в рамках игры Вокруг света с капитаном Сингльтоном, Италия
Кажется, у Моэма для меня осталось только литературоведение... и перечитывание! :)

Комментарии


Заинтриговали.

На самом деле, столько перекличек с другими книгами возникло, что я даже не ожидала. :) Интриговать не планировала, но внутри романа интриг - достаточно. Так что можно и ознакомиться.


Да, прочитаю.