Больше рецензий

3 мая 2017 г. 14:30

210

0 Дурашливый Илюша

В музыкальном плане «мумики» - это прикольный глэм-рок с небольшой примесью пост-панка и даже шансона, как, например, в композиции "Банды". Музыканты играют очень старательно, внятно, хотя и не шибко изобретательно. Я бы сказал, что всё дышит андеграундом. Конечно, Илья Лагутенко не был бы самим собой, если бы не придумал ряд язвительных, парадоксальных и околофилософских реплик, сентенций, спетых им как всегда дурашливо, я бы сказал, декадентски. Но именно они наиболее ярко отражают его творческий почерк и манеру. Вот наиболее характерные образчики: "Мне что ангел, что сатана, Только бы вдувало сполна В горло и до самого дна" или "Героев, видно, всем хватает всегда, Им на дорогах зажигают зелёный. Только как будто это такая игра, Где знаешь, что мчишься, Но всегда навстречу скорой". Как видите, довольно коряво, да и размер не выдержан. А в композиции "Когда ты была" меня, например, умиляет фраза "Волнуешься за кошку, Не дружат шпильки с ножками, Ты ночь ещё не меришь Волшебными дорожками".
Творчество «Мумия Тролля» интересно в первую очередь в поэтическом плане. Эти тексты очень необычны, в них много символов, интересных сравнений, метафор, странных кодов, шифров, хотя, возможно, это неконтролируемый поток сознания небанально мыслящего человека. Понять это бывает иногда трудно. Но есть вещи, которые особенно удались Илье, в частности, композиция «Золото и ладан», где, по-моему, очень хорошие строки:
«Я и ты – мы с тобою в ответе
За цвет нашего солнца,
За куда дует ветер.
Я и ты – хрустально чистые взгляды.
Дыши мной, когда я рядом -
Золото и ладан».

Или из композиции «Метель»:
«Невозможного хочу.
Закипел.
Выливаюсь, но молчу».

Вот эта вот триада, «Закипел. Выливаюсь, но молчу», мне кажется, может быть слоганом нового поколения. Или очень точный образ нашего времени: «Наше время, бремя, стремя, вымпел!» Действительно, наше время – это бремя, стремя и вымпел – какой-то итог. Не знаю, насколько это может быть интересно людям юным или тем, кому до тридцати (я не спрашивал у них их мнения), но мне, во всяком случае, это интересно. Это любопытно, и иногда, читая и слушая эти перлы, ты понимаешь, что это свежо и прочищает мозги в каком-то смысле. Хотя долго слушать эту хоть и талантливую, но тягомотину трудновато. Больше восьми треков Лагутенко воспринимать невозможно. Как фон это может звучать, но чтобы внимательно, вдумчиво вслушиваться в каждую строчку - это 7-8 композиций максимум. Наверное, только самые ярые фанаты Лагутенко могут разгадывать без конца его поэтические ребусы, прикалываться над какими-то его виршами, но и то под кайфом. Без бутылки (а может, и под чем-то более крепким), что называется, порой и не разберешься.
Во всяком случае, есть такие композиции, где всё очень странно. Например, композиция «Музыкант»:
«Ему осталось петь недолго, этому музыканту.
Сбавил полтемпа, взял на полтона...»

И фраза обрывается, на полтона он взял выше или ниже – непонятно. Очень много таких недомолвок каких-то. «Ему осталось петь не долго, - продолжает Илья, - но никому нет дела. Вдруг взял и не сбавил». Опять не говорится ни про темп, ни про что-то другое. И дальше строчка: «Но каждый охотник с коллекцией ружей мечтает о молодом тигре». Казалось бы, музыкант - и причем здесь «охотник, мечтающий о молодом тигре»? Хотя, черт возьми, кто из нас не мечтает о молодом тигре? Старый-то кому нужен?
Или из «Пьяной струны»:
«Ори страна, разорвана.
Мой музыкант, пока еще я не одна
Осталась до полувздоха, расщекотав луну до оха.
Это твоя пьяная струна, я. Я, я»

Ну вот о чем это? Я думаю, здесь имеется в виду всё-таки «Пьяная страна». Но почему пьяная струна или страна – я? Как-то это самонадеянно со стороны Ильи Лагутенко. Наверное, нужна какая-то расшифровка всё-таки.
И, конечно, 50% шарма и успеха альбомов группы «Мумий Тролль» составляет фантазийная, изобретательно звучащая гитара Юрия Цалера. Сколько причудливых пассажей, оригинальных риффов! Они цепляют ухо, их хочется напевать. Убежден, что если б не Цалер с его креативной игрой, все текстовые конструкции Лагутенко рухнули бы в одну секунду, показались бы бредом сумасшедшего. Правда, авторская инструментальная композиция Цалера «Запуск ракетоплана» своими первыми тактами напоминает остроумную гитарную вариацию на тему старенького романса «Ты постой, постой, красавица моя». Во всяком случае, аллюзия такая возникает. Как всё-таки тесен этот огромный океан музыки! И приятно, что музыканты группы «Мумий Тролль» предстают в этом ракурсе образованными, знающими людьми. Хороша и духовая секция Алексея Батыченко в композиции «Нормальный бизнес», а также звучание «Vita-квартета» в хите «Фантастика».