Больше рецензий

Dasha-VS90

Эксперт

Образцовая зануда

1 мая 2017 г. 13:13

10K

5 Поиск и реализация смысла жизни, как врожденная мотивационная направленность

Это невероятная книга, которая значительно способна изменить жизнь и образ мыслей. Не обязательно ваших, возможно среди вашего окружения есть люди которым нужна помощь и поддержка.

Это не попсовое чтиво из серии " Помоги себе сам", это фундаментальный труд известного австрийского ученого В. Э. Франкла, написанный как для профессионалов, так и для широкого круга читателей.
Я рекомендую ее всем.
картинка Dasha-VS90

В. Франкл провел три года заключения в концлагерях. Одним из основных аспектов книги Франкла является тема выживания.
Первая половина книги пытается ответить на один вопрос: «Как повседневная жизнь в концентрационном лагере отражалась в сознании заключенного?» Франкл приводит примеры заключенных, которые нашли надежду и желание продолжать жить даже в мучительных условиях - все это для Франкла демонстрирует важность того, что стало известно как поиск смысла, независимо от ситуации.
Большинство наших жалоб и проблем тривиальны по сравнению с тяжелым положением Франкла как осужденного еврея в нацистской Германии. Читая "Человек в поисках смысла", трудно не стыдиться наших собственных ничтожных жалоб. Послание Франкла заключается в том, что конечной человеческой свободой является свобода контролировать его отношение к ситуации, в которой он оказался.

"Человек в поисках смысла" состоит из двух частей, первая и более объемная - рассказ Франкла о его опыте пребывания в нацистских концентрационных лагерях. Франкл описывает свой опыт совершенно без горечи или мстительности.
В этой части он рассказывает о трех этапах психологической реакции заключенных на лагерь смерти. Он иллюстрирует эти этапы примерами из своего личного опыта или людей, которых он знал во время заключения. Его рассказ фокусируется на проблемах отчаяния, правильном поведении и мыслях тех, кто преодолел жестокость. Он приводит примеры заключенных, которые нашли надежду и желание продолжать жить даже в мучительных условиях - все это для Франкла демонстрирует важность того, что стало известно как создание смысла, независимо от ситуации.
Так же, Франкл пришел к выводу, что многие из тех, кто потерял смысл жизни, скрывали свое отчаяние в пустых поисках удовольствия.

Вторая части книги рассматривает основы "Логотерапии"( или экзистенциальной психотерапии). Термин «логотерапия» происходит от «логос» греческого слова, означающего "осмысленное слово или нечто имеющее смысл". Франкл считает, что наиболее эффективной терапией для многих людей является обнаружение цели в жизни. Франкл полагает, что истоки столь многих саморазрушающих моделей поведения кроются в «экзистенциальном расстройстве» людей - в их неумении видеть смысл в жизни.
Франкл подверг критике психоанализ Фрейда полагая что он ошибочен в расходах на непропорциональную энергию, стремясь найти истоки «неврозов». Как говорит Франкл, логотерапия более интроспективна, чем психоанализ. Это также более позитивна. Психоанализ часто сводит смысл и ценности к простым защитным механизмам. С точки зрения логотерапии, в основе многих «неврозов» лежат ноогенные причины, а не психогенетические.

Франкл также утверждает, что логотерапия является более реалистичным ответом на состояние человека, поскольку она направлена ​​на создание здоровой напряженности между текущим положением человека в жизни и его целями. Это напряжение заставляет нас решать проблемы. Напротив, психоанализ слишком часто рассматривает конфликты как нездоровые и рассматривает гомеостаз, состояние без напряжения, как идеальное состояние.

Возможно, самым привлекательным принципом логотерапии является то, что нет всеобъемлющего смысла жизни для всех людей. Каждый из нас сталкивается со своими жизненными ситуациями и должен решать их в меру своих возможностей.
На вопрос «В чем смысл жизни?» Нет общего ответа. У каждого он индивидуален, В зависимости от ситуации , а также ряда проблем с которыми мы сталкиваемся в нашей жизни. Часто смысл нашей жизни можно найти в творчестве или в наслаждении творчеством, в нашей любви к другим (что заставляет нас превзойти самих себя) или даже в нашем ответе на страдание, которое подобно смерти является неотъемлемой частью жизни. Из своего опыта Франкл подчеркивает возможность найти смысл через неизбежные страдания.