Больше рецензий

30 апреля 2017 г. 18:27

648

3

Очень часто я давала самой себе обещание не верить аннотациям и зазывальным фразам на обложке. С замечательной серией «Сны разума» я познакомилась еще в далеком 2015, играя в Долгую Прогулку. И вот, благодаря игровым самоповторам, имела наслаждение вновь выбирать из осевших у меня трех книг этой серии. Нил Гейман, нахваливающий «Младшего брата» с его же обложки, сыграл таки решающую роль в этом выборе. Упомянутая фраза писателя звучит так:

Это чудесная, очень важная книга, важная настолько, что недостатков ее, даже если они вдруг находятся совершенно случайно, вы просто не замечаете.

Что ж... Несмотря на то, что книга мне в целом понравилась, не могу согласится с тем, что недостатки незаметны... Они весьма сильно бросаются в глаза современному читателю, подчеркиваю слово «современному».

Я думала написать рецензию-диалог с другими рецензентами, оспаривая либо соглашаясь с их аргументами и доводами. Но мне не с чем спорить. Большинство из них совершенно правы, отмечая все минусы и разочаровывающие аспекты книги, от совершенно нерелевантной роману обложки до жанрового обмана. Насчет жанрового обмана - а это основная и практически единственная претензия - издатели позиционировали книгу, как антиутопический киберпанк. Под обложкой серии, посвященной твердой НФ, и тегами киберпанка и антиутопии, мне выдали легкую социальную фантастику с ярлыком young adult`а. И это обидки на долгое время, АСТ и Доктороу!

Ни единого элемента, присущего киберпанку в моем понимании, не наблюдалось. Обратимся к каноническому определению этого жанра от Лоренса Персона, человека, про которого, кроме этого самого определения хрен чего найдешь на русском:

Классические киберпанковские персонажи являлись маргиналами, отверженными одиночками, живущими за гранью, как правило, в безысходном будущем, в котором повседневная жизнь подверглась стремительным техническим изменениям, где существует вездесущая цифровая инфосфера и насильственные модификации человеческого тела.

Чек-лист!
☐ маргиналы
☐ отверженные одиночки
☐ живущие за гранью
☐ в безысходном будущем
☐ повседневная жизнь подверглась стремительным техническим изменениям
☑ существует вездесущая цифровая инфосфера
☐ насильственные модификации человеческого тела

Единственное, чему я с натяжкой поставила галочку - это инфосфера, и то с ремаркой - её создал сам главный герой. Можно подтянуть и стремительные технические изменения, но для настоящего времени это тоже уже обыденность. Разбирать в том же духе понятия антиутопии и научной фантастики не вижу смысла - вы и сами все поняли, верно?

Роман дебютировал в 2008 году, уже как 9 лет назад, и не мне вам рассказывать, насколько вперед шагнул за это время интернет и информационные технологии. Речь автора изредка изобиловала техническими подробностями, но все было довольно понятно и ясно, а учитывая устаревшесть некоторой информации, даже не требовалось в нее сильно вникать.

Произведение пропитано духом противоречия, подростковым бунтом, нежеланием подчиняться. Книга абсолютно подростковая. Причем возвращаясь к уровню технического развития - для тех подростков, которые таковыми были лет эдак 5-7 назад. Сейчас совершенно никого не удивить социальными сетями, арфидами, структурой работы DNS, смартфонами или анонимайзерами.

Лет в 16-17 мне было бы очень интересно такое почитать. Жаль только, в далеком 2008 я была чутка постарше, что уж говорить про сейчас...

Напоследок хочу обратить ваше внимание на иллюстрации Ричарда Уилкинсона, они его заслуживают.

Напоследок хочу обратить ваше внимание на иллюстрации Р. Уилкинсона, они его заслуживают. Это картинки мне нравятся даже в отрыве от романа. ^^

картинка Ctixia картинка Ctixia картинка Ctixia картинка Ctixia

Долгая прогулка 2017
Команда Books & Wine & Rock'n'Roll 2.0.
Пьем и читаем вместе с Meredith , Eli-Nochka и sandy_martin !

Комментарии


еще в далеком 2015

ценю твой юмор :))
жаль, что с книгой не повезло.


Ахах, у меня все не 2016 - далекое, с такой скоростью роста дочки.))
На самом деле книга-то мне понравилась. Но она понравилась бы мне больше, если бы попалась в другой серии с ожидаемыми и соответствующими жанрами.


я-то это восприняла как лёгкую пародию на навязшее в глазах :) "это случилось в далёком 2013 году...", как здесь любят писать в историях совсем юные читательницы :))
а вот хорошо браться за новую книгу вообще без "жанровых ожиданий", если так можно выразиться. а то читаю сейчас одну рецку и челюсть отвесила: такая там путаница с жанрами у аффтара...


Без жанровых ожиданий хорошо, но в данном случае серийная обложка сама за себя кричит.))
Путаница у автора книги или рецензии?


ну, бывает, когда книга вообще не по адресу в серию попадает :) как это, помнишь, "Грозовой перевал" в серии "Любимые книги девочек" с цветочками и розовыми бантиками >_<

у рецензента.


Вот рецензента я не пойму. Как можно писать о том, чего толком не понимаешь, да еще не перепроверив раза три? Мне аж интересно стало почитать, не поделишься? В личку можно.