Больше рецензий

30 апреля 2017 г. 18:27

647

3

Очень часто я давала самой себе обещание не верить аннотациям и зазывальным фразам на обложке. С замечательной серией «Сны разума» я познакомилась еще в далеком 2015, играя в Долгую Прогулку. И вот, благодаря игровым самоповторам, имела наслаждение вновь выбирать из осевших у меня трех книг этой серии. Нил Гейман, нахваливающий «Младшего брата» с его же обложки, сыграл таки решающую роль в этом выборе. Упомянутая фраза писателя звучит так:

Это чудесная, очень важная книга, важная настолько, что недостатков ее, даже если они вдруг находятся совершенно случайно, вы просто не замечаете.

Что ж... Несмотря на то, что книга мне в целом понравилась, не могу согласится с тем, что недостатки незаметны... Они весьма сильно бросаются в глаза современному читателю, подчеркиваю слово «современному».

Я думала написать рецензию-диалог с другими рецензентами, оспаривая либо соглашаясь с их аргументами и доводами. Но мне не с чем спорить. Большинство из них совершенно правы, отмечая все минусы и разочаровывающие аспекты книги, от совершенно нерелевантной роману обложки до жанрового обмана. Насчет жанрового обмана - а это основная и практически единственная претензия - издатели позиционировали книгу, как антиутопический киберпанк. Под обложкой серии, посвященной твердой НФ, и тегами киберпанка и антиутопии, мне выдали легкую социальную фантастику с ярлыком young adult`а. И это обидки на долгое время, АСТ и Доктороу!

Ни единого элемента, присущего киберпанку в моем понимании, не наблюдалось. Обратимся к каноническому определению этого жанра от Лоренса Персона, человека, про которого, кроме этого самого определения хрен чего найдешь на русском:

Классические киберпанковские персонажи являлись маргиналами, отверженными одиночками, живущими за гранью, как правило, в безысходном будущем, в котором повседневная жизнь подверглась стремительным техническим изменениям, где существует вездесущая цифровая инфосфера и насильственные модификации человеческого тела.

Чек-лист!
☐ маргиналы
☐ отверженные одиночки
☐ живущие за гранью
☐ в безысходном будущем
☐ повседневная жизнь подверглась стремительным техническим изменениям
☑ существует вездесущая цифровая инфосфера
☐ насильственные модификации человеческого тела

Единственное, чему я с натяжкой поставила галочку - это инфосфера, и то с ремаркой - её создал сам главный герой. Можно подтянуть и стремительные технические изменения, но для настоящего времени это тоже уже обыденность. Разбирать в том же духе понятия антиутопии и научной фантастики не вижу смысла - вы и сами все поняли, верно?

Роман дебютировал в 2008 году, уже как 9 лет назад, и не мне вам рассказывать, насколько вперед шагнул за это время интернет и информационные технологии. Речь автора изредка изобиловала техническими подробностями, но все было довольно понятно и ясно, а учитывая устаревшесть некоторой информации, даже не требовалось в нее сильно вникать.

Произведение пропитано духом противоречия, подростковым бунтом, нежеланием подчиняться. Книга абсолютно подростковая. Причем возвращаясь к уровню технического развития - для тех подростков, которые таковыми были лет эдак 5-7 назад. Сейчас совершенно никого не удивить социальными сетями, арфидами, структурой работы DNS, смартфонами или анонимайзерами.

Лет в 16-17 мне было бы очень интересно такое почитать. Жаль только, в далеком 2008 я была чутка постарше, что уж говорить про сейчас...

Напоследок хочу обратить ваше внимание на иллюстрации Р. Уилкинсона, они его заслуживают. Это картинки мне нравятся даже в отрыве от романа. ^^

картинка Ctixia картинка Ctixia картинка Ctixia картинка Ctixia

Долгая прогулка 2017
Команда Books & Wine & Rock'n'Roll 2.0.
Пьем и читаем вместе с Meredith , Eli-Nochka и sandy_martin !

Комментарии


еще в далеком 2015

ценю твой юмор :))
жаль, что с книгой не повезло.


Ахах, у меня все не 2016 - далекое, с такой скоростью роста дочки.))
На самом деле книга-то мне понравилась. Но она понравилась бы мне больше, если бы попалась в другой серии с ожидаемыми и соответствующими жанрами.


я-то это восприняла как лёгкую пародию на навязшее в глазах :) "это случилось в далёком 2013 году...", как здесь любят писать в историях совсем юные читательницы :))
а вот хорошо браться за новую книгу вообще без "жанровых ожиданий", если так можно выразиться. а то читаю сейчас одну рецку и челюсть отвесила: такая там путаница с жанрами у аффтара...


Без жанровых ожиданий хорошо, но в данном случае серийная обложка сама за себя кричит.))
Путаница у автора книги или рецензии?


ну, бывает, когда книга вообще не по адресу в серию попадает :) как это, помнишь, "Грозовой перевал" в серии "Любимые книги девочек" с цветочками и розовыми бантиками >_<

у рецензента.


Вот рецензента я не пойму. Как можно писать о том, чего толком не понимаешь, да еще не перепроверив раза три? Мне аж интересно стало почитать, не поделишься? В личку можно.