Больше рецензий

Aidoru

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 апреля 2017 г. 20:17

2K

3.5 Стесняются, когда боятся

Я решил начать свою рецензию именно с этой поговорки, потому что она во всей полноте выражает дух того строгого, но интересного с научной точки зрения времени. Но начнем, пожалуй, с некоторого предисловия.

В общем, я брал в руки эту книгу с одним лишь намерением – более глубоко понять культуру Средневековья во всех ее проявлениях. Разумеется, не малую роль тут сыграла и чрезвычайно сильная, глубокая аннотация, которая своим семенем была рассажена по уголкам души и заставляла то и дело возвращаться к ней.

Переходя собственно к анализу данного произведения невозможно не обратить внимание на его структуру. Сама она построена по типу научной публикации, т.е. тут четко разграничено само произведения, примечания и некоторые разъяснения. В конце так же присутствуют иллюстрации, которая помогают лучше понять сказанное автором дотоле, а так же визуализировать сам труд. С одной стороны, в книжном варианте это довольно неплохо и, думаю, даже удобно, но в варианте электронном, который лишь и был у меня, не представляет особого удобства. картинка Aidoru

«Осень Средневековья» представляет сама по себе культурную эссенцию сложную для понимания как раз из-за наполненности научной, литературной, исторической лексикой. Именно в этом смысле прочитать и понять с первого раза данное произведение представляется сложной, если вообще реальной задачей. Многие произведения цитируются в оригинале с последующим переводом, что лично мною оценено высоко.

В своем собственном предисловии Хейзинга говорит, что нельзя рассматривать Средневековье в качестве «преддверия Ренессанса», но и дело, о чем я упоминал в самом начале, он сравнивает эти два времени в истории культуры и искусства. Разумеется, этот труд сам по себе ограничен из-за невозможности выразить всю историю культуры Средневековья в одной лишь книге. Поэтому исследователь ставит себе рамки, как хронологические, так и географические. Первые стоят от 1400 до 1500 гг., а вторые ставят рамки в виде Бургундии и Франции. Но то и дело нидерландский философ вынужден отходить от них, скажу я, что это происходит настолько естественно, что остается практически незамеченным. Безусловно этому есть простое объяснение в виде некоего симбиоза культура, которая не может быть окрашена лишь в один фальшивый национальный цвет.

Но по истине тема культуры охвачена не полностью. Вне нашего взора остается культура повседневная, культура обычного человека, ремесленника или даже селянина. Но это проблема не столько автора, а сколько источников, самой науки – источниковедения. Хейзинга только и опирается на тексты богословов либо людей, связанных с дворами.

Культура же рассматривается в непрерывной цепочке. Средневековье стает пред нами одновременно как последствие действия Церкви (т.е. христианства), язычества и примитивного уклада. Поэтому Средневековье не становится просто непонятным фактом, который возник сразу после Античности. Это непрерывная цепочка, которую благодаря Хейзинге я могу сравнить лишь с цепочкой ДНК, где каждая аминокислота имеет свое значение. Тем не менее, каков же этот геном? Имеет ли он ту негативную, нездоровую, поврежденную Ренессансом структуру? Историк доказывает, что нет. Но он не забывает и о тех фактах, которые противоречат его точке зрения, пытаясь воссоздать историческую объективность, если она вообще существует в реальном мире.

Это злой мир. Повсюду вздымается пламя ненависти и насилия, повсюду – несправедливость; черные крыла Сатаны покрывают тьмою всю землю. Люди ждут, что вот-вот придет конец свет. Но обращения и раскаяния не происходит; Церковь борется, проповедники и поэты сетуют и предостерегают напрасно.

картинка Aidoru

Мы узнаем от автора и некоторые подробности, которые либо ввергают нас в шок, либо заставляют ухмыльнуться, либо делают и то, и то одновременно. Среди этого особо выделяется существование миньонства, вульгарная любовь к роскоши и примитивная детализация, а также обычай вываривания умерших на чужбине. Хороша солянка, не так ли?

В целом же, исторический прогресс рассмотрен в виде идей, который исследуются будто под микроскопом в трудах различных писателей. Но и тут Йохан Хейзинга решает самый главный вопрос: Средневековье уникально само по себе и не является лишь причиной Возрождения, или как говорит сам автор, кватраченто. На все произведения того времени философ смотрит под этой точкой зрения: в постоянном сравнении он не находит той полноты Гуманизма, какую видят некоторые другие авторы, в этой Осени Средних веков, а «Осень Средневековья» есть нечто иное, нежели ода индивидуализму исторической эпохи.
картинка Aidoru