Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

24 апреля 2017 г. 12:48

831

5

Читать Фромма прежде не доводилось, но слышала о нем много. Подруга писала диплом по какой-то из его работ, влюбилась в великого человека тем сортом влюбленности, какой настигает умненькую девочку при встрече с успешным, блестяще образованным и харизматичным интеллектуалом (все мы немножко чеховские Душечки: «Остров — часть суши, Со Всех Сторон Окруженная Водой») и всякие уютные посиделки превращала в очередной сеанс славословий в адрес своего кумира... Пока не встретила Диму, за которого вышла замуж и о Фромме говорить перестала, начала о Диме,

Тогда я устояла, не поддалась соблазну пополнить ряды адептов, но заметку для памяти, что нужно бы при случае познакомиться с трудами психоаналитика, сделала.. Пришло время. Итак, «Иметь или быть», работа, опубликованная Фроммом в 1976 году и поднявшая его авторитет в научных (а также широких) кругах до недосягаемых высот. Тема вынесена в заглавие, труд посвящен анализу фундаментальных различий между двумя типами отношения к жизни: потребительским и экзистенциальным.

Серьезно, вдумчиво, аргументированно, излагая доступным языком, автор рассказывает об исторических предпосылках различий мировосприятия по типу «Иметь» и «Быть», о том, как они закреплялись в языке: английские to have-to be немецкие Haben-Sein, не обходя вниманием, что у народов, для которых институт частной собственности не был таким значимым, как для западноевропейских, категория «я имею» даже и в языке не закрепилась в такой императивной форме. В качестве одного из примеров приводится наше русское «у меня есть», как более мягкая формf обладания.

Фромм рассматривает проявления собственнического отношения и противопоставленного ему альтруистического в различных типах деятельности и взаимодействия людей: любовь, сотрудничество, диалог, чтение, учеба. Последовательно приходя к выводу о несостоятельности потребительского отношения, его малой продуктивности и безусловных преимуществах перед ним бытийного, экзистенциального. О вечной неудовлетворенности человека, ориентированного. на обладание, о желании накапливать и поглощать все новые виды жизненных благ, о придании статусу и престижу большего значения, в сравнении с реально значимыми вещами: самореализацией, ощущением пребывания в гармонии с миром и собой, наиболее полного развития своих талантов и способностей.

Интересный экскурс в религию и рассмотрение стремления обладать с точки зрения Ветхого Завета (большинство читателей имеют некоторое представление о Новом Завете, но с ветхозаветными преданиями знакомы слабо, Фромм — внук раввина, воспитанный в ортодоксальной еврейской семье и с Библией знаком отменно). История моисеевых скрижалей и поклонения златому тельцу, и корни традиции празднования Шаббата. Все это чрезвычайно интересно, хотя бы с познавательной точки зрения. Легенда об Эдемском саде и первородном грехе. В иной, непривычной трактовке: Адам и Ева согрешили тем, что каждый из них, откусив от плода с Древа Познания взглянул на другого, как на свою собственность.

Мне впервые внятно объяснили тут евангельское «Блаженны нищие духом, ибо их будет царствие небесное», как призыв открыть душу, освободить ее полностью от знаний, которые считаем своей собственностью, настроиться на восприятие Божественного света и знания. Не опроститься, но отрешиться..Очистить свое сознание от всего, даже от образа Бога , который ты успел создать себе, не избежав в отношении него собственничества. И тем выразить готовность воспринять мир и Бога, как они есть. Сложно, для понимания, но на каком-то, не самом высоком, уровне и я могу постигнуть эту идею..

Есть, однако, целый ряд особенностей, которыми «Иметь или быть» не вызывает у меня такого же безоговорочного приятия. Фромм не считает стремление к обладанию имманентно присущим человеческой природе, сводя все, касающиеся его, аспекты к социальным причинам Но это такой же наивный марксизм, как тот, которым он клеймит советскую пропаганду и столь же однобокий подход к проблеме, как у фрейдизма. сводящего все проблемы, возможные у человека, к сексу.

Дальше...

Астрология, куда более опытная в науке человековедения, чем скороспелые учения XX века, рассматривает изначальные заложенные в индивида задатки обращения с собственностью по второму (движимое имущество и транспорт), четвертому (недвижимое и наследство со стороны матери), восьмому (деньги партнера, кредитование и займы, биржевая игра), десятому (доходы от работы и творческой самореализации), наряду со внешностью и характером, определяемыми первым домом. Господин Фромм встает в позу обличителя и клеймит позором торговлю, но разве не была его многолетней практика психоаналитика торговлей собственными знаниями и талантом (весьма успешной, замечу)?

Меры по выводу человечества из смертельно опасного для ресурсов планеты потребительского коллапса , предлагаемые Фроммом, представляются на первый взгляд утопическими. Например потребительские забастовки, когда покупатели, сговорившись, перестанут покупать в течение месяца предметы роскоши. Или пользоваться личными автомобилями двадцать дней, пересев на общественный транспорт. Столь любезный сердцу немецкого психоаналитика Карл Маркс знал о человеческой природе все же меньше, чем астрология.
картинка majj-s

Что же, все безнадежно? Представьте, нет. Мы вступаем в эру Водолея, которая, в лучшем варианте развития событий, объединит человечество, сделает возможным многие совместные действия, которые сегодня представляются невозможными. Вещи случаются тогда, когда приходит их время. Возможно, потребительские забастовки подобные описанным, как средство оказывать влияние на политику правительств и мегакорпораций в отношении нас с вами, малых мира сего, станут возможны в ближайшие десятилетия, как закономерное развитие практики флешмобов, уже сегодня принятой в интернет-сообществах. На этой оптимистичной ноте и закончу, хотя лично я пребываю в убеждении, что путь, о котором говорит Эрих Фромм, сугубо индивидуален и стройными колоннами им не промаршируешь.

Комментарии


Не знаю, как там Фромм или астрология, но могу точно сказать, что потребительские забастовки не случатся, пока люди не перестанут быть людьми. Это следует даже не из Маркса, а из Адама Смита. Он первый заметил, что наиболее общая черта человека -- не любовь к богу, стремление к справедливости или ещё какая-то чушь из этой серии, а жадность. Всегда найдётся достаточно людей, которые под шумок такой забастовки урвут для себя и близких немного золотишка по дешёвке. В дураках останутся "потребительские забастовщики" -- и поделом :)


Ну, на самом деле, потребительская забастовка не требует каких-то экстраординарных жертв от забастовщиков. Большая часть сложностей, проистекающих из участия в ней, описывается тремя словами: "деньги целее будут" (которые можно радостно потратить по окончании, зато уж корпорации перепугаются ух-как)) Поэтому, если найдется кто-то, кто сумеет организовать покупательские массы под каким угодно слоганом, но с мыслью, что это только отложенное счастье, которое будет тем слаще, как говение после поста, то ему, вполне возможно, это удастся.
Другое дело, что я в принципе не верю в достижение коллективного прогресса. Счастье, для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженным не работает даже в финале "Пикника".


Экстраординарные жертвы действительно не требуются. Просто забастовщики окажутся в дураках.
Например, помню, кто-то обиделся на какой-то марш нацистов в Эстонии и призвал всех не есть рижские шпроты. Ясное дело, без этих шпрот человек может жить неограниченно долго. Если и умрёт, то точно не по причине отсутствия рижских шпрот. Однако результатом этой обиды стало то, что в магазинах продаются "шпроты", сделанные из мойвы. Я бы ни за что не присоединился к этой идиотской забастовке. Меня к этому принудили. Но результат ясен: я в дураках. Ем мойву под жульническим названием.
Меня заинтересовала идея "не покупать предметы роскоши". Если в обществе найдётся сколько-нибудь значительная часть идиотов, которые идее этой последуют, цены на эти предметы упадут из-за падения спроса. (Кто-то начнёт устраивать распродажи, кто-то просто уценит товар. Мы с вами это хорошо знаем, поскольку имеем некоторое отношение к торговле.) Забастовщики продолжат Seine Kampf, а "штрейкбрехеры" в это время обогатятся. Никто не умрёт и даже не заболеет. Некоторые останутся в дураках -- только и всего.
В дальнейшем у некоторых не хватит денег на что-то важное. А у других хватит. Но это уже другая песня, разумеется.

Поскольку я не один так думаю, никакие потребительские забастовки невозможны. Разве что при жёстком принуждении, как с рижскими шпротами или французским сыром, но это уже не забастовка, а какой-то совсем другой идиотизм.


Ну да, в том числе и поэтому я считаю идеи Фромма наивно-утопичными.