Больше рецензий

winpoo

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

23 апреля 2017 г. 10:10

1K

3.5

Когда-то в Интернете мне попались снимки роскошной парижской квартиры, которая пустовала почти семьдесят лет, со времен Второй мировой войны. Хозяйка, 23-летняя мадам де Флориан, платила за неё до самой своей смерти, но, в спешке и страхе перед немецкой оккупацией покидая Париж, по неизвестным причинам никогда больше не возвращалась туда. Когда уже в XXI веке (!) наследники открыли дверь этой квартиры, они словно попали в другие времена, в другую жизнь – в чужое замершее и уже чуждое прошлое:

https://yandex.ru/video/search?p=1&filmId=16118952768541472472&text=снимки%20квартиры%2C%20пустовавшей%2070%20лет&noreask=1&path=wizard

Почему-то мне подумалось, что автор тоже видел эти фотографии. В них есть какая-то тайная печаль, глубокая тревожность и манящее смысловое зияние.

Даже не знаю, с чего вдруг я взялась читать редкий для меня жанр хоррора и мистики. Обычно мне бывает жаль тратить на него время. Но тут что-то вдруг потянуло на тайны и загадки и, начав читать, я попыталась получить от такой книги удовольствие. И, в общем получила. Не сказать, что я в восторге, но в целом все оказалось достаточно читабельно и, вопреки ожиданиям, даже интеллигентно, а местами и увлекательно (по крайней мере, в тех частях, которые посвящены изысканиям героини). Конечно, без потусторонних шумов и воплей, пугающих мельканий в зеркалах, кошмарных галлюцинаций, посланцев из другого мира, последней битвы «на грани» и прочего здесь не обошлось, но все было в меру и сделано со вкусом. Пожалуй, интереснее всего мне было отслеживать историю художника Феликса Хессена, возведенную автором к потусторонним исканиям А. Кроули и оккультным практикам периода между двух мировых войн.

Страшной книга мне не показалась, несмотря на то, что читать ее приходилось в основном по ночам: видимо, мне все же не удалось проникнуться созданной А. Нэвиллом атмосферой страха и инфернальности, или что-то глубоко здешнее и оптимистичное во мне сопротивлялось тому, чтобы воспринимать неестественность происходящего как некую потенциальную реальность. Наверное, такие книги способны задевать за живое только тогда, когда попадают в сердцевину собственных страхов читателя, а я, похоже, боюсь чего-то другого, чем унесение в Вихрь.

Конец, как обычно и бывает в таких книгах, мне показался торопливым и спутанным: так и осталось непонятным, что из себя представляет Вихрь, почему он появлялся только в этой квартире, как Хессену удавалось не выпускать своих обидчиков за пределы заданных границ, какие ритуалы он освоил и совершал, чтобы влиять на мир живых, и пр. Видимо, весь запал в ужастиках, как и в порнографической литературе, уходит на описание всяких подробностей, вызывающих соответствующую дрожь в теле, а сюжет и какие-то объяснения оказываются вторичными, да, в общем, и не так уж нужными ценителю жанра. Хотя история и не смогла меня впечатлить, она написана вполне натуралистично, современно и даже литературно. Наверное, для любителей хоррора это будет неплохой подарок.