Больше рецензий

takatalvi

Эксперт

по ацтекскому коневодству

23 апреля 2017 г. 01:54

977

1.5 (Бес)форменное безобразие

Мы помним вчерашние события и не помним завтрашние.

Шон Кэрролл «Вселенная. Происхождение жизни, смысл
нашего существования и огромный космос»



К чему тут эта цитата? Да к содержанию, безобразному (ударение ставьте как нравится – оба варианта будут верными) совершенно. Но обо всем, как водится, по порядку. Только сразу предупреждаю – рецензент зануден и настроен инквизиторски.

Начать следует с того, что, поскольку книга видом и аннотацией уже предвещала микс самых неприятных для меня вещей, я торжественно объявила чтение испытанием и пообещала себе написать рецензию максимально беспристрастную, а то нехорошо выйдет. Ну, не нравится жанр и не нравится, не значит же это, что книга плохая, все равно можно по достоинству оценить задумку, сюжет, героев, язык и так далее. Но как-то, знаете, не случилось, потому что автор решил меня, что называется, добить окончательно. Всеми этими параметрами и еще пудом сверху.

Все три книги, заключенные в этот том, повествуют о приключениях богатыря Жихаря, героя типа «сила есть, ума не надо» (а хоть и не надо, впихнем для нужды), сыплющего тем не менее народными премудростями довольно современного типа (хоть и замаскированными под типаславянские), которого чародеи и обстоятельства отправляют на всякие разные спасительные миссии по старой канве путешествия-сражения-спутники-друзья-битва-хэппиэнд. Все это без единой ноты драматизма, в плоскоюморном стиле, с незатейливыми поворотами и типично сказочными преувеличениями и развязками.

Казалось бы, могло – и должно в какой-то мере – быть весело. Легкое такое приключенческое чтиво в славянском антураже – почему бы и нет? А потому. Мне вот большой частью было грустно, меньшей – отвратно.

Во-первых, есть претензии к самому тексту. Так уж совпало, что это вторая книга серии, которую я читаю, хоть и другого автора, и второй раз натыкаюсь на этот нелепый момент – каждая глава предваряется цитатой, увязать которую с нижеследующим текстом – что балетную партию разучить. Можно, но сложно. Кроме того, на фоне юморного повествования цитаты в большинстве своем выглядят просто нелепо. От Гейне, Пушкина и Хлебникова – до кулинарных книг и замечательного «услышано в очереди».

Во-вторых, по крайней мере первые две книги (я бы даже сказала – полторы) выглядят так, словно их по главам кидали в бложек на радость читателям. Примерно в таком бестолково-приключенческом стиле мои одноклассницы писали многоглавные фанфики. Как раз пока комментировали выложенную главу, готовилась вторая. Что в этом плохого? Ну, как бы, сравнение само собой говорит о том, что изложение так себе, воспринимается обрывочно, поэтапно, общая мыслецель – надавать Мироеду – теряется на фоне остальной белиберды и выглядит приколотой в конце книг и насильно увязанной в начале. Строчечку втиснем сюда, строчечку сюда – вот и готов сюжетец.

В-третьих, имена и названия в детсадовском стиле откровенно отдают настолько плоским и уродливым каламбуром, что мне сложно представить, как это можно воспринимать нормально и, скажем, с улыбкой (как, видно, предполагалось). На выкрутасах типа Столенград и Коркис-Боркис мне уже захотелось выкинуть книгу куда подальше, а ведь это было самое начало, и что еще пришлось переварить… Венцом всего стала Апокалипсия Армагеддоновна. Впрочем, именно она навела меня на мысль, что, возможно, книга предназначалась околоподростковому возрасту – это хоть как-то объясняет такой подход.

В-четвертых, были бы миры самобытны, я бы даже закрыла глаза на ненавистные мне вкрапления современности, с которыми сталкиваются главные герои, от жвачки и ментов вплоть до экспедиции на Луну и поминания Криптона (тут мне уже заподозревалось, что здесь имел место быть тяжелый бред). Но нет, персонажи и места потырены из близкого сердцу, легендарного – король Артур, Камелот, библейские персонажи, Вавилон (и это не считая взятого из современности) – на правах, наверное, всевластных смехотулечек, не знаю. По греческим мифам тоже прошлись. И ладно бы, подобное не делал только ленивый, но чтобы в таких масштабах, и все это размазано до крайности и сведено до уровня почти туалетного юмора и выведено в формулу – а славяне всех проще да умней. Низко и отвратно. Обидно за любимые просторы.

В-пятых, при всем при этом автор не постеснялся в придачу к этому цирку спокойненько так упомянуть холокост и оскорбительные стереотипы. Ржать так ржать, понимаю? Не смешно.

В-шестых, автор частенько попросту набивает объем – платили, может, построчно? Процентов 30 книг – перечисления прибауток, вопросов, не несущих смысла, имен и вообще всего, чем можно настрогать строк так десять за раз.

Надо, конечно, все-таки делать скидку и на восприятие. Славянский антураж мне не нравится от слова совсем, с юмором в литературе у меня неважно, но не то чтобы я против него выступала – просто всему есть предел. Здесь он перейден. Печально видеть, как веками вдохновляющие людей сюжеты и герои низводятся до уровня школьных хаханек. Но, знаю, кому-то это как раз по вкусу. Что ж; наслаждайтесь. Если звезды зажигают, как говорится.

Но даже если бы не это, скучновато блуждать по простецки написанному кисловатому и расплывчатому приключенческому квесту, кое-как сведенному в сюжет, и ловить повороты, неожиданные настолько, что приходит мысль единственно об усталости сочинителя. Мол, чтоб еще прикрепить…

В плюсы могу определить разве что порой встречающиеся действительно прозорливые выводы о жизни (очевидные, но забавно сформулированные), интригующие придумки (мало, но есть) и легкость повествования (с одной стороны, уже включила как минус, с другой – читается-то легко, а многим это в радость).

Так что любителям всего перечисленного – айда. Остальным не советую.

Долгая прогулка 2017, уровень 4 (апрель), бонус. Команда «Орден книжной арматуры»

Комментарии


Насколько я понял из вашего отзыва, основная претензия - "мне не понравилось". Вполне законная, кстати, претензия, Успенский не может всем нравиться. Но если бы вам понравилось, большинство упомянутых вами аргументов "против" стали бы аргументами "за".


Столенград

И что плохого в этом каламбуре? Сталинград превращается в украденный город. Stolen (англ.) - украденный.

с юмором в литературе у меня неважно

У вас не важно с юмором в литературе? А где хорошо - в музыке или архитектуре? Что за чепуха! И с употреблением "не" с наречиями у вас тоже не очень хорошо. Не мучайтесь, читайте только то, что нравится.


и одновременно в "стольный град" :)


Мне вот тоже кажется, что здесь фишка не в "украденном", а в "столичном".


А где хорошо - в музыке или архитектуре?

Это, видимо, типа каламбур?

с употреблением "не" с наречиями у вас тоже не очень хорошо

Не будьте голословны, примеры в студию. "Неважно", если что, в данном случае пишется слитно.


Я поставила книге тройку, потому что она меня никак не впечатлила - ни положительно, ни отрицательно, но я готова подписаться под каждым вашим словом. Это действительно весьма убого


Как-то очень серьезно о несерьезной (в хорошем смысле) книге.

Вот это вот тоже...

В-шестых, автор частенько попросту набивает объем – платили, может, построчно? Процентов 30 книг – перечисления прибауток, вопросов, не несущих смысла, имен и вообще всего, чем можно настрогать строк так десять за раз.


Рабле, поди, вообще озолотился по этой же причине.

Печально видеть, как веками вдохновляющие людей сюжеты и герои низводятся до уровня школьных хаханек.


Ох, а как древние греки отзывались о СВОИХ богах и героях )))))))


Не расстраивайте рецензента, а то он еще на Аристофана накропает статейку в том же духе. Мир содрогнется от землетрясений, вызванных массовым вращением в гробах.


Успенскому не платили за объем, инфа 100%, и бложиков, когда это писалось - не было...


Не читала сабж, но автору рецензии охотно верю. Видимо, потому, что читала "Сестренку из преисподней" Белянина. Пора делать подборку "Факир был пьян, и фокус не удался" - для самых несмешных книг, которые задумывались как смешные. Только вот это по силу лишь мазохисту, да и то не каждому.