Больше рецензий

Rosio

Эксперт

по анти фэн-шую

20 апреля 2017 г. 17:25

906

3.5 Не разгоревшийся пока уголёк - недостатки хорошей книги

Этот дебют может поставить Сабу Тахир в один ряд с Дж К.Ролинг.

- кричит нам обложка. Зря кричит. Не поставит этот дебют Сабу Тахир в один ряд с Роулинг, ибо не дотягивает эта книга, по всем фронтам проигрывает. И вчистую. Если в один ряд, то с какими-нибудь "Голодными играми" и то, при такой же грамотной раскрутке.

Сразу скажу, что это не плохая книга. У книги есть достоинства. Но есть и ряд пробелов, которые автор или пока оставила незаполненными, или использовала шаблоны, что изрядно испортили общее впечатление. Поэтому у меня тут некий "разбор полетов". Есть спойлеры. Есть жирные спойлеры.

Начнем с того, что у Тахир некоторые моменты не дописаны, не доделаны. Очень многое читателю приходится додумывать самому. Например, так и не складывается география, нет полного представления о мире. Из того, о чем нам поведала автор, мы знаем, что существует некая огромная Империя, что завоевала почти всех и вся. Существует какие-то там маринцы, которым крайне повезло с торговлей и географическим положением. Существуют земли кочевников, захваченные Империей, как и земли книжников. Ещё какие-то Свободные земли существуют, но о них пока молчок. Вот и все сведения. Не складывается карта. Как ни складывается и представление о политическом устройстве, об иерархии самой Империи. Мы знаем, кто там есть, но как кто кому подчиняется и какие взаимосвязи между отдельными подразделениями существуют - непонятно. Как эта махина вся функционирует-то?

Дальше. Опять же сразу бросается в глаза то, что несчастные книжники находятся на каком-то особом положении. К ним особенно жестокое отношение. Их лишили всего, им запретили практически всё. Их превратили в почти рабов. Что ж такое-то, думаешь? Вон кочевники как жили так и живут себе. А к книжникам-то почему так? И всю книгу думаешь. На самом деле в голове довольно быстро складывается стандартная картина, по лекалам истории, так сказать. Сопротивление - вот в чем всё дело. Те, кто покоряется сразу и принимает новые порядки и законы, тем проще. Они интегрируются постепенно в это новое, но и новое не так сильно давит, оставляя кое-какие привилегии и традиции, а то и больше. А тут повстанцы. Пятьсот лет назад завоевали книжников, а повстанцы до сих пор повстанят. Правда, непонятно чего, но это отдельная тема. Так вот, вроде сложил в голове эту мозаику, вроде правдоподобно и объясняет всё, ан нет. Автор решает добавить в повествование настоящее зло. И всё оказывается совсем не так. С одной стороны, так оно закрученнее и интереснее, с другой стороны куда более шаблонно и дальнейшее уже угадывается, так как сценарий известен.

Очень смутил выбор нового императора. Допустим, нет наследника. И по правилам династия сменяется полностью, а не переходит к какой-то там левой ветке от десятого колена. Но какого хрена главу огромной военной махины, чем и является по сути внутреннее устройство Империи, выбирают из юнцов, что только что закончили академию и получили маски. И почему именно из масок? Почему не из легионеров? Или Черной гвардии самого императора? И главное - каким образом молодая особь, которая пока умеет только подчиняться, может управлять таким государством. Это ведь не просто какая-то мирная небольшая страна. Это Империя-завоеватель, и тому, кто стоит во главе, нужно уметь принимать быстрые, но верные решения. И знать, кого слушать, кого нет. Кто есть кто в аппарате управления. И не просто знать, а уметь эффективно использовать. И многое, многое, многое. Естественно приходит на ум, что нужна марионетка. Как оно и оказывается. Но неувязочка - правила придуманы давно. Судя по тому, как ведёт себя нынешний император - марионеткой он не является. Логический провал здесь. Но с логикой плохо не только в этом моменте.

В книге постоянно упоминается, что империя - захватчик. А с кем, простите, империя воюет? Поддерживает с помощью вооруженных сил порядок на завоеванных территориях? Ну так ни слова нет о том, что где-то ещё существуют проблемы с повстанцами, кроме как с Ополчением у книжников. Ни слова и о территориальных войнах, в которых империя куёт свою славу. То, что упоминается было завоевано много лет назад. Между тем, дед Элиаса дослужился аж до генерала и покрыл себя славой в многочисленных сражениях. Каких? Есть ли сейчас военный конфликт? Ну не за повстанцами же они все гоняются - маски, легионеры, черная гвардия... Вот додумывай тут опять.

С катакомбами ход - прям вечный рояль. Сотки миль подземных ходов и лабиринтов - прекрасное место, куда и ополчение спрятать можно, и беглецы его могут использовать, и ваще. Если что - в катакомбы и через катакомбы. Интересно, что это Империя за пятьсот лет с ними не покончила, раз такую проблему представляют....

Главные герои - это нечто. Одна угнетаемая, другой - угнетатель, но с совестью. Лайя хочет бежать из Империи. Элиас хочет бежать из Империи. Вот тут вначале дико поражает инфантильность главных героев. Но, если Лайя, как-то собирается и в итоге что-то делает, хоть и из тех же побуждений - бежать, но сначала она хочет вызволить брата. Элиас же - совсем другой случай. Он - маска, один из лучших в выпуске. Один из лучших за последние годы. Четырнадцать лет борьбы за выживание. Четырнадцать лет в системе, против которой восстаёт вся твоя нежная сущность, но тем не менее ты выживаешь, ты - лучший. Это должно закалить. Твой дед- знаменитый генерал. Твоя мать - деспотичный и амбициозный комендант Блэклифа. Сам ты становишься претендентом на престол. Так вот же она - возможность изменить что-то к лучшему! Реальная возможность стать во главе империи и постепенно что-то менять. Но нет... "Ах, вместо того, чтобы быть далеко отсюда, я всё ещё торчу в Блэклифе из-за того, что меня выбрали одним из четырех претендентов. Жизнь - боль!" Утрирую, конечно. Но ведь и правда даже мысль о том, что можно добиться трона и бороться за свои идеи и идеалы уже обладая реальной властью и силой, не посещает. Только сбежать. И гори оно всё синим пламенем. главное, я сам буду свободен. Потом, правда, приходит на ум сделать императрицей друга Элен. Но опять же не себя. А её. На неё всю ответственность, а самому в кусты. И сделать императрицей не ради каких-то там книжников, которым он сочувствует и даже помогает, а ради себя же любимого, чтобы Элен освободила его потом от клятвы и он стал бы свободен от всего. Красавец! В итоге получается так, как получается. Шаблонно опять получается. Впрочем, иное развитие событий автор бы явно не потянула. Если сделать Элиаса императором, то там-таки придется расписывать систему, подводные камни, трудности борьбы с устоявшейся системой и прочее, прочее, прочее. Ну и в конце-то концов, подростковая книжка ж. Это Лоуренс смог создать из своего Йорга по-настоящему яркую и сильную личность. Есть и другие примеры. Тут Сабе Тахур ещё предстоит повысить своё мастерство. И я верю, что она станет хорошей и самобытной писательницей.

Да, есть потенциал у писательницы. И большой потенциал, на мой взгляд. Есть потенциал и у этой истории. Это в конце очень хорошо видно. В конце, несмотря на то, что это всё уже где-то да читалось, что присутствует шаблонность, что используется уже известный сценарий, становится ясно - автор может лучше, автор даст развитие истории. У Сабы Тахир каким-то образом получилось написать новую историю, в частностях что-то повторяющую, но в целом необычную. Свою. Верю я и в то, что герои тоже раскроются, это уже началось в конце этой книги. Им просто придется это сделать. Очень много жду от Элиаса, много надежд на него возлагаю. В самом конце он проявил себя, как действительно сильная личность. Впереди темнота, впереди неизвестность, впереди опасности и новые препятствия на пути. Но теперь есть цель. Настоящая цель, а не просто сбежать и спрятаться. Пусть уголёк разгорится. И как следует!

Прочитано в рамках игры "Четыре сезона. Весна 2017. Весна в Хогвартсе."

Комментарии


Да, жаль что автор, не доработала... С Роулинг, с её историей про мальчика который выжил - автору, далеко.


Мне тоже жалко. Идея-то хорошая. Но вот исполнение... На одной страсти и чувстве справедливости далеко не уедешь. Мир и его историю надо выписывать.
Пошла к тебе твою читать)).


Мир и его историю надо выписывать.

угу... ровно, гладко... а можно было, на разрыв. я даже пожалела, что автор - не мужчина))
ок))