Больше рецензий

19 апреля 2017 г. 17:18

545

4 Гротескный мир Барикко

С теми, кто не знаком с творчеством Алессандро Барикко и интриги ради, пропустил аннотацию, роман "Юная невеста" может сыграть злую шутку. Сначала произведение напоминает сказку, вроде «Принцессы-невесты» Голдмана. Витиеватые, длинные предложения, бесконечные вводные слова, интересные характеры, сцены, и кажется, что нет обдуманного плана. Но к этому я ещё вернусь.

В центре внимания - таинственная безымянная семья: Отец, Мать, Сын, Дочь, для которых ночь - время возможной смерти, а трапеза - вид сложной и нескончаемой процедуры. С ними в доме живут не менее загадочный Дядя, который во сне способен бриться и играть на фортепиано, и дворецкий Модесто, живущий, надо отметить, интересами этой странной семейки. Все меняется, хотя нет, ничего не меняется, когда в дом приезжает Юная Невеста. По договорённости, она должна выйти замуж за Сына, а Сына нет. На этом моменте, и потом все чаще по тексту, мне стало казаться что автор издевается. Но он вовремя пояснил, что сын есть, просто сейчас он в отъезде. Возвращается каждый день и никак не закончит возвращаться. Если этот оборот заставил перечитать предложение несколько раз, считайте что книгу вы не осилите. Разве что, вы не любитель эротики. Потому что Барикко, как мне кажется, умеет писать очень чисто даже о самом грязном сексе. На будущее, если вкратце, это очень распутная семейка. Так что, атмосфера детской сказки быстро покидает читателя.

Помимо основной, есть линия автора. А я то уж предположила что историю нам рассказывает дворецкий. Но нет, все сложнее. Потому что лицо рассказчика постоянно меняется. Писатель видит в непривычном для читателя приёме эстетическую природу и технические изыски. Как читатель, я могу заметить что такая рокировка с одной стороны - раздражает, с другой придаёт произведению неожиданно приятный ритм.

На фоне остальных героев, образ автора полупрозрачный. Мы знаем что он может писать и редактировать книгу в голове, что он старый и у него его есть какие то отношения с несвободной женщиной, которая, кстати читает «Юную невесту» и задаёт вопрос: «Зачем весь этот секс?» Думаю, эта женщина прототип каждой читательницы, которую возмутило или смутило количество сцен с подробным описанием женского тела и его природы. Ей и всем читательницам в ее лице, автор отвечает что он пишет о сексе, потому что об этом трудно писать. А он, как мы уже поняли, лёгких путей не ищет, ни для читателя, ни для себя.

Юная невеста попадает в странные, если не сказать, гротескные ситуации. Она узнает истории каждого из членов семьи, например, скольких мужчин свела с ума Мать, как умер Отец Отца или почему Дочь хочет выйти замуж за Дядю. Иногда на страницах появляются «ненужные лица», персонажи-невидимки, которые не несут никакой значимости для сюжета, но хорошо оттеняют главных героев. В какой то момент Невеста понимает что она делает не так и меняет свою жизнь. Как бы читатель не гадал, ему не понять логики ни Невесты, ни остальных героев, ни самого Барикко.