Больше рецензий

18 апреля 2017 г. 01:18

2K

Не скажу, что роман "Списанные" возник неожиданно из просторов интернета. Скорее, я именно это и искала. Что-то из нашего времени. Чтобы ироничное, саркастичное, где-то лиричное. Немного с философствованиями.
Ироничное, даже саркастичное - это у Полякова. Лиричное в концентрированном виде не хочется. И вот Быков - самое то.

Быков великолепен в своих философствованиях. Хотя, если сравнивать Списанных с "Остромовым", или "Эвакуатором", или "ЖД", то "Списанные" проигрывают, безусловно. Слишком размазано, слишком подробно и бессмысленно. Вернее, вся философия Быкова в этом романе к тому и сводится, что все происходящее имеет важное значение и бессмысленно одновременно. И бесконечные хождения-рассуждения вокруг Списка, в который попал главный герой - они необходимы. Они как бы повторяют путь кафкинского героя К.
Быков излагает одну за другой версии возникновения Списка, все они могут быть истинными или ложными, но никакого значения не имеют, если сами попаданцы в список не придадут этому значение.
Было ощущение, что "Списанные" опять с кого-то списаны. Да, опять Быков на кого-то похож. Ни много ни мало, а на Кафку и Гамсуна (на этот раз - "Мистерии"), немного - на Полякова (почему бы и нет, если выпало жить в одно время).

В то же время, Быков здесь заявляет о себе гораздо мощнее, чем, к примеру, в "Остромове". В "Остромове" есть дивные рассуждения о том, что не стоит писать в смутное время. Не нужно. Опасно. Счетоводом быть гораздо безопаснее и честнее, чем зарабатывать на жизнь словом.
Но вот так случилось, что Дмитрий Львович тем только и занимается, что продает слова письменные и устные. Продает великолепно.
Есть у Быкова замечательная особенность: при том, что его слово весомо, грубо, зримо, авторство бесспорно и где-то даже талантливо (придираюсь, не хочется петь оды Быкову, но ведь действительно талантище), так вот, при всем этом Быков умудряется угодить всем и остаться собой.
Примерно так построены и его лекции по литературе: успевает в коротком обзоре и напеть дифирамбы писателю, и нелестно пройтись по нему же, писателю - автору, возлежащему на стекле под микроскопом (метафора из "Списанных").
Но и рассказывая о разных сторонах авторов, событий, Быков как бы остается беспристрастным, как бы обозначает границы: вот он автор, вот - эпоха, вот мои исследования, а я только наблюдатель.
Быков много раз повторяет, что он вне списков. Каких бы то ни было. Он - сам по себе. Он не коммунист и не либерал, не правый, не левый (и т.д.). Он играет на похоронах и свадьбах зарабатывает деньги тем, что умеет лучше всего - писать и говорить. А его (как, впрочем, можно и любого) - в список.
Что за список - зависит от фантазии. Кому-то кажется что список ужасный, расстрельный, страх распространяет свои флюиды и от списантов стараются избавиться, держаться от них подальше. Списанные сами найдут грехи, за которые они могли угодить в список.
Для кого-то список - благо. Не в том смысле, что раньше сядешь - раньше выйдешь (хотя и в этом тоже). Кто-то только и приобретает смысл жизни, когда его жизнь втиснут в рамки списка.
Можно ли быть вне списка, если уж так случилось и ты уже там? - об этом многостраничные рассуждения Быкова. Что любого человека, хочет он того или нет, можно пристроить в какой-нибудь список по желанию или без. "Господи! Оставь, пожалуйста, эту лирику и скажи прямо: можно ли жить в твоем мире и не состоять в каком-либо списке, который бы с начала до конца определял мое поведение?"
Кстати, о тексте. "Списанных" я слушала в исполнении Н.Винокуровой. Довольно часто возникало желание остановить запись, найти кусок текста, выписать цитату. Отдельные фрагменты "Списанных" просто песня. Так вот, пока доберешься до страницы печатного текста, открываются еще более интересные мысли, их тоже надо бы сохранить, до чего хороши. Потом оставляешь затею с перетаскиванием цитат из романа. Не цитировать же всю книгу. Лучше перечитать. Обязательно перечитать или еще раз послушать.

P.s. Для меня стало открытием, что Быков неплохой писатель. Вернее даже, что он хороший писатель. Да и вообще, что он - писатель. Быкова слишком много, он слишком публичен, слишком объемен. И казалось бы, а чем еще может удивить этот до безобразия известный человек? Но вот удивляет. Когда-то, перетащив почти весь роман "ЖД" в цитаты, была уверена, что лучшее уже прочитано и не стоит разочаровываться в авторе, читать его еще. Но вот попался под руку "Эвакуатор" - дивная вещь, легкая, немного подростковая, отправляется в избранное или в любимое, "Остромов" - ах, какая же красота!, "Списанные" - прелестная вещь, хоть и немного нудная.
Н-да. Где там список почитателей писателя Дмитрия Быкова? Запишите.

Комментарии


а правда, что быков за границей живет?


а не знаю. На лекцию собрались?


не, хочу узнать - где


поищите в крыму


маловероятно. Юг Франции, что-нибудь такое


вам именно на юге франции удобно его искать?)) А Быкову что там делать?


Искать? Его если только на мясо. А он без отца рос?


Людоедство какое-то. Он очень похож на Алексина. Как бы вас уговорить прочитать Остромова?) Там есть потрясающая картинка из Безумной Евдокии.


Упаси боже, еще Быкова с Алексиным сравнивать. В том смысле, что он для меня критик и только в таком виде полезен. Ни одного худлита не читал у него и не собираюсь. Да и зачем, ибо его взгляд на литературу вполне устраивает. До Моэма, правда, как до луны. Он грош. Два гроша надежды русского писателя, свалившего из страны


Ни одного худлита не читал у него и не собираюсь.

вот зря. В художке он совершенно не похож на Быкова-критика. И стихи тоже не читали?)

свалившего из страны

какое это имеет значение?


Огромное значение. У нас всегда герцены-тургеневы-ленины имели привязку к местности. Стих один слышал, он их всегда читает на лекциях, под них засыпать особенно хорошо. Поэт - тем более, который в Россиии больше, чем поэт


к какой местности?) Биографии перечисленных знаете, да?
В общем, если Быков и уехал из страны, то правильно сделал. Как правило, в России признают талант только тех, кого одобрила заграница. Быков и так сделал почти невозможное - его читают, хотя традиционных для российской местности оснований к этому нет.


О России нельзя писать без боли. И т.д. Там много всего, чего я вам объясняю. Вы все это знаете


Да пусть живет где хочет). Перефразируя одно известное выражение: писателя можно вывезти из россии, а россию из писателя никогда.


Там не про писателя, а про колхоз. Впрочем, нынче это имеет какую-то единую составляющую, если говорить о современной российской прозе, да


Там не про писателя, а про колхоз.

да без разницы.

А как это вы так говорите о современной российской прозе, если ничего не читали и читать хотите?) кстати, "современная" - это какой период?


Как говорит Джейкобсон, "читать можно только мертвых авторов". Что значит "не читаю"? У меня в целиком прочитанных практически ничего, потому что до конца доесть тарелку говна очень сложно. Но понять, что ешь говно вполне можно. Там оно в основном в разделе "не дочитал" и то - этой функцией я стал пользоваться недавно, раньше ее вообще не было


началось в колхозе утро.