Больше рецензий

Tig

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 апреля 2017 г. 23:01

2K

4.5

Я довольно долго читала эту книгу, слишком "густой", шикарный текст, такой не проскочишь привычно-поспешным скорочтением.
О книге узнала совершенно случайно, шума вокруг нее особого не было, хотя Сергей Самсонов достаточно широко известен в узких кругах.
А началось все со случайно услышанных пары фраз из какой-то радиопередачи - ведущий что-то высказывал пренебрежительно, я лишь зацепилась, что роман о войне, о противостоянии двух пилотов, советского и немецкого, а написал его совсем молодой автор.
Я редко прислушиваюсь к чужому мнению, отсутствие широко транслируемых восторгов - ныне скорее плюс, поэтому книгу я приобрела на свой страх и риск и сейчас могу сказать, что она полностью оправдала мои ожидания и затраты (а такое бывает редко).
Более того, "Соколиный рубеж" не только производит сильное впечатление, уже сейчас я знаю, что мне его захочется в скором времени перечитать.
Было бы интересно узнать мнение о "технической" стороне описанных в романе воздушных схваток, на мой взгляд, получилось здорово. Чувствуется, что автор вдумчиво изучил матчасть и не только "заклепочную". В тексте романа сплошь и рядом можно встретить отсылки ко многим произведениям военной литературы. Они больше похожи на трибьюты, чем на заимствования. Мне лично особенно запомнились пара дословных абзацев из Вячеслава Кондратьева и Владимира Богомолова, а также смутные реминисценции из Юлиана Семенова, Виктора Астафьева, явные - из Василия Гроссмана (майор Ершов!) и Джонатана, нашего, Литтелла.
Вот без "Благоволительниц" можно было бы и обойтись, а также без Майгеля, который роману ничего не прибавил, скорее наоборот, от монологов этого эсэсовского Мефистофеля явственно попахивало штандартенфюрером Лахновским.
"Соколиный рубеж" состоит из 5 объемных частей, на последних страницах автор бросает своих героев в мае 45-го. Если задумано и будет написано продолжение - что ж, я подожду, если нет - можно было бы расщедриться на какой-нибудь кратенький эпилог, хотя 6 часть, "Родина", прямо-таки напрашивается.
Не для того я прикипала к героям всей душой на протяжении 700 полновесных страниц, чтобы расстаться с ними в момент такой обескураживающей недосказанности.

Комментарии


При обилии исторической литературы о действиях как Люфтваффе так и ВВС РККА во Второй Мировой войне, воспоминай участников (от Покрышкина и Кожедуба по Хартманна и Бадера) удивляет как техническая безграмотность автора (НЕ БЫЛО БОМБОЛЮКА У Ю-87!!! И Spitfire не поставлялись по лендлизу (кроме одной приблизительно эскадрильи воевавшей исключительно на Северном фронте). Ахмет Хан не летал на Р-39 "аэрокобра", Ю-87 был пикирующим бомбардировщиком а не штурмовиком, роль штурмовика выполнял Х-129. Ф-190 был очень удачным истребителем и называть его "медлительным фоккером" - верх дилетантизма и оскрбление всех кто с фоккерами воевал. Я уже не говорю о характеристиках данных нашей авиатехнике - так и-16 тип 36 выпуска 1939-40 гг вполне на равных воевал с "Эмилями" - МЕНЯ-109E которые были на вооружениии Люфтваффе в начальный период ВОВ. Як-1/Як-7 начали поступать на вооружение летом 1942 года и Зворыкин низка не мог на нем летать весной 1941 года. К тому же як-1 по ТТХ был ГОРАЗДО лучше Эмиля - что заставило Мессершмит моодифицировать МЕ-109 и выпустить в начале 1943 года ME-109G. Поэтому в частности описание воздушных боев в начале книги ну просто нереально.


Весной 41 года не было войны.
1. Як-1. "После испытаний и необходимых доработок И-26 запустили в серию и вскоре присвоили ему марку Як-1. В первой половине Великой Отечественной войны этот самолет стал одним из основных новых советских истребителей, а всего за 1940-1944 гг. было выпущено 8720 самолетов этого типа. В первые полтора года войны Як-1 был лучшим советским истребителем. В нем гармонично сочетались высокие летные характеристики и вооружение".
2. "«Спитфайр» Мк. VB, поступившие на Кубань после годичной эксплуатации в рядах Королевских ВВС на Ближнем Востоке, по лётным характеристикам уступали новым немецким истребителям". 57-й гиап - на спитфайрах.
3. "Ввязывание же в ближний маневренный воздушный бой считалось нецелесообразным, так как при резком маневрировании тяжелый «фокке-вульф» быстро терял скорость и его скороподъемность резко падала".
4. не Ахмет, а Амет-Хан. Есть его фото на фоне "Аэрокобры"... картинка SergejSamsonov217
5. Ну бомболюка не было - и че? Он и не поминаются. Есть там "чревные бомбы"... но вы бы еще все заклепки пересчитали.
И т. д. и т. п. Знаток, едрить-лохматить.


Все верно, все верно.
Прочитал 100 первых страниц - только одно слово потрясающе и то и дело слезы на глазах. Похоже лучшее что читал по крайней мере в этом году.


Tig'у - матчасть Самсонов НЕ ЗНАЕТ!!