Больше рецензий

antonrai

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 апреля 2017 г. 10:10

335

5 Несостоявшаяся сенсация

«Сашка» Лермонтова крайне любопытен не только сам по себе, но и в плане истории своего создания и публикации. Написана поэма была в 1835-36 годах, и самим Лермонтовым, очевидно, не была воспринята всерьез. «Сашку» обычно сравнивают с «Евгением Онегиным» и, в общем, небезосновательно; возможно, Лермонтов посчитал эту вещь излишне подражательной или шуточной, не знаю. Сейчас-то всякий читатель может убедиться, что «Сашка» произведение вполне самостоятельное и зрелое. Более того «Сашка», по-моему, обладал всеми качествами, чтобы стать литературной сенсацией своего времени, то есть не того времени, когда он был написан, но того времени, когда он был опубликован, а опубликован он был только в 1882 (!) году (правда, с многочисленными цензурными вставками, но я так и вообще не совсем понял, какой все-таки вариант текста мы читаем сегодня; авторского варианта, как можно понять, в природе не существует). Однако, не очень похоже, чтобы публикация «Сашки» вызвала какую-то сенсацию. Ну, появилось новое произведение Лермонтова, сопоставимое по значению с «Евгением Онегиным» - подумаешь! Каждый день что-то такое происходит, не так ли?

На содержании особенно останавливаться не буду – молодой повеса, уставший от света; любовные приключения (описанные, надо сказать, довольно откровенно), неизбежный антагонизм «общество-личность», и т.д. Крайне любопытен закадровый голос автора. Как-будто бы «Лермонтов жизнерадостный» борется с «Лермонтовым привычно мизантропично-байроничным». Уже и начало поэмы в этом смысле весьма показательно:

Наш век смешон и жалок, - все пиши
Ему про казни, цепи да изгнанья,
Про темные волнения души,
И только слышишь муки и страданья.
Такие вещи очень хороши
Тому, кто мало спит, кто думать любит,
Кто дни свои в воспоминаньях губит.
Впадал я прежде в эту слабость сам,
И видел от нее лишь вред глазам;
Но нынче я не тот уж, как бывало, -
Пою, смеюсь. Герой мой добрый малый.

Но долго смеяться Лермонтов все же не умеет:

К чему, куда ведет нас жизнь, о том
Не с нашим бедным толковать умом;
Но исключая два-три дня да детство,
Она, бесспорно, скверное наследство.

Ну а я бы все же сказал, что последнее утверждение довольно спорно, хотя и не безосновательно… В общем, здесь есть простор – о чем потолковать, включив наши бедные умы:)

Спасибо огромное Beatrice_Belial , без рецензий которой я бы не добрался ни до «Боярина Орша», ни до «Сашки».

Комментарии


Рада, что ты обратил внимание на эти замечательные поэмы:) "Сашка" отлично поднимает настроение:)


Это точно! Даже, похоже, и самому Лермонтову:)


Я думаю, это была одна из главных причин, по которой поэма была написана:))


Ты решил пробежаться по произведениям М.Ю. ?)


Пока пройтись, - может и разбегусь:)


Дело хорошее)


Даже очень:)


Крайне любопытен закадровый голос автора. Как-будто бы «Лермонтов жизнерадостный» борется с «Лермонтовым привычно мизантропично-байроничным»

Как замечательно подмечено!)
В этом и некоторое отличие от "Онегина", где закадровая дистанция голоса, несмотря на заигрывание Пушкина с образом Онегина, сохраняется и подчёркивается.
А поэма и правда изумительна. Многие места из неё знаю наизусть. В ней уже чувствуется первые, взрослые сумерки творчества гения, где за игривым течением синевы, уже проглядывают звёзды и думы о мучительном и вечном.
А вообще, эта сдерживаемая инерция неопубликованных его вещей, дала-таки косвенный и мощный толчок русскому Серебряному веку.
Жаль, что вместе с гибелью Лермонтова мы утратили уникальный для русского искусства почти небесный голос Эроса.


Спасибо за отзыв. "Сдерживаемая инерция неопубликованных вещей" - замечательное выражение!

Всегда жаль утраченного, а особенно когда уходят настолько молодые, успевшие уже сделать ТАК много. И остаются мысли - могло ли быть по-другому?


Да, ранний уход молодых художников, или же на пике таланта, как в случае с Пушкиным, всегда трагичен. Быть может, прав был Гоголь в том смысле, что если бы Лермотнову суждено было посвятить себя литературе и остаться в живых, то его проза могла бы превзойти в некотором смысле его стихи. Это был бы дивное слияние Толстого и... Достоевского?
Есть фильм о том, что было бы, если бы Лермонтов остался в живых, как он встретился с Пушкиным... как-то боязно его смотреть.


если бы Лермотнову суждено было посвятить себя литературе и остаться в живых, то его проза могла бы превзойти в некотором смысле его стихи. Это был бы дивное слияние Толстого и... Достоевского?


Как я с этим согласна! И именно в таком "составе" - Толстой + Достоевсикй, значит не только у меня такие мысли...
Ачто за фильм? Это вообще ооочень сложная материя - теоретически програмируемое "столкновение" Пушкина и Лермонтова...Может и Пушкину суждено было уйти так рано, чтобы "освободить место" новому гению, не затмевать его? Но почему на такое короткое время? Однозначно, тяжело было бы обоим...


Отрадно, что и у вас были такие мысли про Достоевского и Толстого. Долго думал на эту тему. А в каком новом качестве было бы это странное слияние ? И как бы отнеслись к ней Толстой и Достоевский? Как оно бы повлияло на них?

Фильм называется " Дуэль. Пушкин - Лермонтов. ( из за одного названия жутко смотреть))
А помните что Пастернак говорил о (?) Пушкине. Что возможно в душе народа выжигается на 100-200 лет нечто гениальное, словно бы накопляющее силы, дабы разродиться вот таким гением. Лично я верю в некую звёздную, планетарную систему гениев, которые составляют одно целое. Толстой - Юпитер. Достоевский - Сатурн. А Пушкин... он наше солнце) Ну а Лермонтов, разумеется, самая близкая к солнцу планета - Меркурий, самая быстрая планета, такая же, какой была и жизнь Лермонтова. Планета - с железным ядром в самом сердце, словно у Лермонтова на дуэли...


Спасибо, посмотрю, если хотите, отпишусь о впечатлении.

Что было бы, проживи Лермонтов хотя бы столько, сколько Пушкин? Каковы были бы его проза или стихи? Склоняюсь к мысли, что проза - быть может лучшая во всей русской литературе. Думаю в этом случае и Толстой и Достоевский были бы другими, если учесть то, что ставший очень скоро каноническим Пушкин так и остался неким отдельным "островом", на который не покушался после него никто - кроме Лермонтова. А так возможно был бы "архипелаг" (продолжая выражаться географическими терминами), и даже "перешеек", связавший на первый взгляд совсем не совместимое - грядущий стиль Толстого и лирику Пушкина. Это конечно не более, чем умственное рукоблудие, но на мой взляд предпосылки для этого все были, а там, конечно, кто знает.
Интересные ассоциации русских литераторов с астрономически-планетарными понятиями (у кого чего:)) Вот на счет Лермонтова - не знаю, с одной стороны и правда ближайшая к Солнцу планета, а с другой стороны - слишком незначительна в Солнечной системе, чего о Лермонтове не скажешь...А что придумать другое - не знаю.."Беззаконная комета"?


Как хорошо вы написали про "островки" и "архипелаги")
Знаете, а мне ещё кажется, что проза Лермонтова почти идеально повторила очертания Чехова на каком-то этапе, и даже создала его "театр". И вот тогда... тогда Чехов стал бы просто врачом.
Что вы! протестую по поводу незначительности Меркурия!!)
Во-первых, это просто красивая планета ( некоторые её фото просто волшебны!),. Во-вторых, её пейзаж почти идеально подходит к пейзажу на картине Врубеля "Демон" ( что отсылает нас к Лермонтову). А в третьих, бог Меркурий - таинственный бог, странник меж двух миров, бог тайного знания и магии, бог снов ( а тема снов у Лермонтова - центральная в русской поэзии).
Но и беззаконная комета мне нравится)


Ойййй... Оказывается это типа художественное художество под грифом "фэнтази", а я-то думала, что документальное исследование и рассуждение "на тему" умных людей...В общих чертах на счет заявленной в фильме идеи есть некоторые возражения, по крайней мере по части вопросов, но честно признаюсь, досмотреть не смогла, в виду нижайшего уровня актерской игры и отчасти некоторой "дремучести" создателей картины в целом (что в общем-то совершенно не удивительное для современного россЕйского кинА). Кроме того, надеялась услышать стихи Пушкина или Лермонтова, а там звучат вирши самого режа (не помню как его по батюшке), что вообще в фильме про двух лчших поэтов России выглядит как-то странно. Может кто другой досмотрит и выскажется более определенно.


Да вы такой же "оптимист -мечтатель" как и я)) Я тоже думал об этом фильме нечто в вашем смысле. Но... так и не решился посмотреть , как чувствовал. Про стихи я слышал, печальная и провальная задумка.
Не, российское кино порой дарит нас весьма добротными фильмами)
Кто-то другой точно досмотрит. Кто-то из родных и близких режиссёра и актёров ( но и тут не ручаюсь))


Ну, не обязательно родственники-друзья: вон пиплы на разных киносайтах пишут - мол, "умный хороший фильм" :)
В качестве исключения российское кино конечно иногда приятно удивляет (например так приятно удивил "Борис Годунов" Мирзоева), но, увы, исключение лишь подтверждает правило.


Ну, не обязательно родственники-друзья: вон пиплы на разных киносайтах пишут - мол, "умный хороший фильм" :)
В качестве исключения российское кино конечно иногда приятно удивляет (например так приятно удивил "Борис Годунов" Мирзоева), но, увы, исключение лишь подтверждает правило.