Больше рецензий

12 апреля 2017 г. 21:56

418

5

Нисколько не пожалела, что прочитала повести не зимой, а весной. Ведь они не столько о волнующих каждого новогодних праздниках, сколько о жизни вообще, о повседневной рутине, о человеческом счастье, о радостях семейной жизни, и еще много о чем.
Рассказы о простых, необразованных людях с большим сердцем. Пожалуй, тема сострадания и всепрощения роднит Диккенса с любимым мною творчеством Достоевского. Если присоединить к ним Виктора Гюго(с которым я еще, к сожалению, близко не знакома), то, эта троица образует мощнейший пласт человеколюбия, от которого у хладнокровного человека сердце оттает, как льдинка.

В современном мире многие забыли суть новогодних праздников. Для некоторых это повод отдохнуть, хорошо поесть, приятно провести время, да для кого что. Но для простых людей 19 века это символ надежды. Такой спасительный якорь, который напоминает людям об истинной ценности жизни и дающий им веру в лучшее. Безусловно, Рождество - это праздник, который стирает из памяти все невзгоды и напоминает о простых, но самых важных вещах в жизни человека. Не важно, старик или дитя, находишься в богатом уютном доме или в бушующем холодном океане, в эти дни отбрасываешь все плохое, что накопилось за год, и открываешь свое сердце всему прекрасному, что оно может вместить. Мне кажется, это стоит делать чаще, чем раз в год, поэтому Чарльз Диккенс еще не раз будет прочитан мною, когда душе потребуется жизнеутверждающая литература.

Это радостные дни - дни милосердия, доброты, всепрощения. Это единственные дни во всем календаре, когда люди, словно по молчаливому согласию, свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних, - даже в неимущих и обездоленных, - таких же людей, как они сами, бредущих одной с ними дорогой к могиле, а не каких-то существ иной породы, которым подобает идти другим путем.


Классик открывает читателю страшный, безжалостный мир Лондона 19 века, где для половины населения каждый день - борьба за существование. Поразительно, как всю жизнь завоевывая для себя место в этом мире, люди не утрачивают человеческого облика. Их спасение - любовь. Любовь к семье, собратьям по несчастью, к волшебному празднику Рождества. Писатель верит в торжество добра и правды на земле, и нечистая сила становится для погрязших в отчаянии или пороке людей судьей, который возвращает их на путь истинный.

На самом деле к каждому рассказу из цикла можно писать отдельную рецензию, так как хотя они и объединены одной темой, в каждом есть свои особенности. Из них для меня выделяется повесть “Битва жизни”, в которой, несмотря на необычный сюжет, нет мистики. Если в других рассказах униженных или заблуждающихся героев обращают к правде потусторонние силы, то здесь сам человек становится тем, что приводит в движение все остальное, и это вполне соответствует философичности повести. Битва - как ее можно описать? Горы трупов, реки крови, поля костей и другие географические метафоры. Нам кажется, что раз закончились сражения и много лет назад павшие геройской смертью воины не оставили никаких следов, то мы живем в мире. Но Диккенс напоминает читателю, что каждый день - это непрекращающаяся борьба, не столько с окружающей действительностью, сколько с самим собой.

А я … верю, что, несмотря на кажущееся легкомыслие людей и противоречивость их характера, бывают в битве жизни бесшумные победы и схватки, встречаются великое самопожертвование и благородное геройство, которые ничуть не становятся легче от того, что о них не говорят и не пишут; эти подвиги совершаются каждый день в глухих углах и закоулках, в скромных домиках и в сердцах мужчин и женщин; и любой из таких подвигов мог бы примирить с жизнью самого сурового человека и внушить ему веру и надежду, хотя бы две четверти человечества воевали между собой, а третья четверть судилась с ними; и это важный вывод.


И всякий раз, как над этим миром восходит солнце, оно видит тысячи бескровных битв, которые искупают несчастье и зло, царящие на полях кровавых битв; ...


“Рождественская песнь”, “Колокола” и “Одержимый…” глубоко нравоучительны. Автор в прямо в лицо читателю говорит об обездоленных, беззащитных, живущих в унизительных условиях людях, забыть о которых - значит совершить грех, утратить в себе человека.

Поистине удачное первое знакомство с автором. Язык не менее фантастичен, чем сами сказочные герои. Пожалуй, ни один ребенок не обладает такой фантазией, которая, облачаясь в изящные поэтические формы, раскручивается как волчок, и совершенно удивительно, как из простейшего события или предмета можно сделать такие неожиданные выводы. Повествуя о событиях, автор непременно делает это где-то с иронией, насмешкой, где-то с обличительным негодованием, но в каждой строчке чувствуется его соучастие к судьбе героев. Это отнюдь не тот рассказчик, который старается передать картину максимально объективно и дает читателю самому отыскать истину. Диккенс - мастер сгущать краски. Читая его произведения, невозможно остаться равнодушным, потому что автор не отпускает читателя, постоянно что-то ему втолковывает, показывает, объясняет и держит свою линию до конца. Здесь нет промежуточных, бесцветных персонажей. Каждый окрашен в соответствующие цвета, и все детали - быта и пейзажа - подчинены созданию нужного образа.

Сказать, что была под впечатлением и не хотела ничего не читать, дабы еще немного сохранить в себе то тепло, которое осталось после чтения, значит ничего не сказать.