Больше рецензий

grt_pretender

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 апреля 2017 г. 19:25

225

5

Многие люди удивляются, что мне нравится проза Керуака. А почему нет?) Я далека от мысли, что в каждой книге должна быть какая-то мораль, что герои должны быть положительными или отрицательными. Я из тех людей, которые считают, что любое искусство делится не на «плохое» и «хорошее», а на «трогает» или «не трогает». И иногда какая-то малейшая деталь может зацепить человека, помочь ему иначе взглянуть на что-то, выбить из шаблона. Субъективно ли это? Конечно. Для меня чтение Керуака – это каждый раз возможность посмотреть на свою жизнь и спросить себя «А что если….?»

Что будет, если отпустить? Отпустить все оценки, все страхи, весь стыд, необходимость делать так, как надо? Не сравнивать себя с другими и не планировать жизнь на 5 лет вперед. Не бежать в гонке, где финишная прямая «счастье», «успех», «я хорошая» постоянно отодвигается. Не думать о будущем. Не думать об осуждении. Не думать об ошибках. Идти по жизни легко, с широко открытыми глазами. Все еще верить, что где-то есть ответы и что ты можешь-таки их отыскать. Выйти из замкнутого круга своих и чужих ожиданий. Что если?

Как часто мы идем к большой одобряемой обществом цели, а в конце понимаем, что результат совсем не тот и радости нет? Сколько людей автоматически проживают путь своих родителей в отношениях, работе и т.д. или же наоборот, всячески стремятся поступать наоборот, а в итоге ощущают, что чего-то не хватает. Где же мы? Настоящие мы? Чего мы хотим? Что мы можем? Куда мы стремимся? Вот эти привычные границы, в которых мы кружимся каждый день, – это правда мы?

Герои Керуака часто нелепы. Они занимаются сомнительными вещами. Они безответственны. У них весьма своеобразная и выборочная трактовка буддизма) Они точно знают, что им не нравится, но вряд ли адекватно сформулируют альтернативный путь. Могут заявлять, что не верят ни во что, но при этом ищут себе пример для подражания) Ошибаются как все. Держатся за иллюзии как все. Разница лишь в том, что они не боятся в этом признаться. И не собираются стыдиться. Как ошибка в джазе – что есть, то есть.

Почему битники имели такой успех? Да потому что они точно почувствовали тот момент, когда вопрос «Что если?», сама возможность подвергнуть сомнению все устои прошлого оказались дико актуальны. Это сейчас мы живем во время готовых и легко продаваемых «ответов» от людей, которые уж точно знают, как следует жить, «гуру», которые знают, как люди боятся неопределенности и играют на этом.

Битники – это эксперимент. Как хороший коан, их работы резко обливают водой и вызывают ту реакцию, которая характерна для конкретного человека: способность взглянуть на что-то критически, любопытство, страх перед неизвестным и желание отмахнуться-забыть-не думать, возмущение перед тем, что выходит за рамки привычного, и т.д. Это наше зеркало. Что такое свобода? Запас денег в банке? Независимость от мнений других? А может быть, незнание того, что будет дальше? Кто сказал, что есть единственный способ жить правильно? А есть ли одно определение любви, спокойствия, достоинства? Существует ли вообще стабильность? Довольны ли мы тем, что имеем?

Это часть поиска. А есть люди, которые рождены для поиска. Они так устроены. У них внутри может кипеть не менее яростная и насыщенная жизнь, чем внешне. И даже если навешать на них множество осудительных ярлыков, они другими не станут. Они вечные бродяги в душе. И их биография – яркое доказательство того, что иногда поиск приводит к нахождению ответов и к хорошему концу, а иногда и нет. Но гарантий нигде нет.

Остановиться и побыть в настоящем моменте, во всей своей неопределенности - тяжело. Жить своей головой тяжело. Гарантий нет. Бессмертности нет. Возможно, и смысла нет. Пока. Кто-то сталкивается с этой бездной, кто-то нет.

И дороги. И ночное небо над головой. Ничего не упускать. И ни за что не держаться.