Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

8 апреля 2017 г. 13:05

180

5

картинка majj-s

Он хорош с первым рассказом "Травмированный", прочитанным в детстве, гениален с «Лавкой миров» и превосходен с «Обменом разумов». И раз начав, трудно остановиться. Это сейчас к тому, что ради Роберта Шекли пренебрегла «правилом двух книг» которое много раз декларировала: не меньше двух книг одного автора, чтобы составить представление (но и не больше зараз, чтобы не перебрать). По правде — очень уж трудно перестать читать того, кто сумел тебя рассмешить.

Произведения, воздействующие на сферу эмоций (иначе астральное тело), воспринимаются более ярко, чем апеллирующие к уму (ментальное). В свою очередь, из затрагивающих базовые эмоции: страх, отвращение, возбуждение, смех — возвратиться снова как можно скорее тянет именно к смешному. Ну, у меня так, а когда еще такая диковина — смешное до слез и одновременно умное, хочется схватить и утащить к себе в норку: «Моя прелесссть».

О «Координатах чудес» Вика говорит, что невероятная популярность романа у советского читателя приятно удивила автора во время его поездки в Советский Союз и даже сподвигла на написание продолжения. Не сомневаюсь, мы здесь любим умную, забавную и стильную чертовщинку, у нас богатые традиции любви: хоть «Мастера и Маргариту» возьми, хоть «Понедельник начинается в субботу». Каждый втайне не прочь оказаться на месте Героя.

Да и кто бы отказался поучаствовать? Сидишь ты дома после рабочего дня и вдруг прямо из воздуха соткался (да-да)) странный незнакомец, который сообщает, что ты выиграл Приз Галактической Лотереи. Ну как? Только и осталось, что пойти забрать, с доставкой к месту он поможет. Поговорку про бесплатный сыр в мышеловке мы все любим цитировать, но применительно к себе чаще уверены — пронесет.

Не в этот раз. К архетипическому сказочному сюжету: «Пойди туда не знаю куда, принеси то не знаю что» добавляется проблема с невозможностью вернуться в определенное «где, когда, которое». Непонятно? Мне, если честно, тоже не вполне, Шекли большой умница и легко жонглирует понятиями, на осмысление которых человеку несведущему нужно жизнь положить (ну или хотя бы лет пять институтского курса). В таких случаях поступаю, как с волшебной сказкой — просто принимаю на веру.

В этом поражает невероятное яростное дикое буйство фантазии: на дворе 1968 год и постмодерн уж полвека брюзгливо оттопыривает губу, в очередной раз обгладывая и обсасывая косточки старых сюжетов, перелицовывает их, меняя местами голову и хвост в тщетной попытке создать некую универсальную структуру — Грааль и философский камень в одном флаконе. А получает в большинстве случаев лишь горстку сажи на дне колбы, да не перенесший вивисекции труп сюжета.

А есть еще литература «разбитого поколения» с ее чрезмерным увлечением сексом, наркотиками, рок-н-роллом — ищет то же золотое сечение, но труп сюжета уже не пованивает — извергает стойкие сернистые миазмы. И вдруг, на фоне общего кризиса и стагнации - такой невероятный Клондайк, такое варварское великолепие. Роман дороги, яркий как калейдоскоп, но при том изысканно-интеллектуальный, тонкий, стильный.

В котором бог: Мелихрон, Модсли, Сизрайт - ведет себя, как клерк, строительный подрядчик или скучающий плейбой; земля до начала времен заселена симпатичными и удивительно похожими на нас динозаврами; идеальный город ведет себя, как глупая истеричная жена, а найдя наконец свое сочетание места-времени-обстоятельств, понимаешь, что не хотел бы в них остаться.

Предпочтешь провести жизнь, сколько ее у тебя есть впереди, в странствиях. Но так, чтобы каждый миг был прожит тобой сполна.

Комментарии


Как вы ловко про постмодернизм!)


Надеюсь, что не задела ваших чувств).