Больше рецензий

4 апреля 2017 г. 03:48

931

3 Не нужно искать сакральный смысл, нужно чувствовать

В одной из книг о жизни французов встретила упоминание Маргерит Дюрас. Пишут, что ее литература — это символ современной Франции. В особенности, роман "Любовник", который получил самую престижную литературную премию Франции — Гонкуровскую.

Это роман-настроение. Настроение очень унылое, мрачное. Читаешь и чувствуешь беспросветное, несчастное состояние писательницы. Произведение во многом автобиографичное: сама Маргерит родилась в Сайгоне, Французском Индокитае, отец умер, когда ей было 4 года, и она осталась жить с матерью и братьями в Сайгоне до своих 17 лет.

Язык повествования тягомотный, сюжет нелинейный, постоянные флэшбеки, сначала идет рассказ от первого лица, потом внезапно становится от третьего. Скачки в изложении от первого лица к третьму — издержки автобиографичности. Роман разворачивается будто в нескольких плоскостях: история о китайце и о взрослении героини, тяжелые отношения с матерью и братьями, жизнь в Париже.

История о любви к китайцу имеет свое очарование, она задевает что-то внутри. Порочная связь 15-летней девушки с сыном китайского богача, которая не имеет будущего. Несмотря на то, что он богатый и обожающий ее взрослый мужчина, в отношении героини к нему сквозит пренебрежение. Возможно не только потому, что он китаец, а потому, что так раболепна любовь к ней?

Отношения с матерью, которая больше всего любит "свое дитя" — старшего сына, закрывая глаза на его тиранию к младшим детям. Сумасшествие одинокой женщины, которая не может понять, в чем заключается смысл ее жизни, кроме старшего сына. Попытки сделать из своих детей важных людей проваливаются: младший сын умирает, старший проигрывает все имущество и умирает в одиночестве и нищете, а единственная дочь разрывает связь с семьей.

В романе не нужно искать сакральный смысл, нужно отдаться настроению и пытаться прочувствовать все то, что хочет передать автор. Но мне не понравлось то, что я почувствовала. Много пустого в этом романе.