Больше рецензий

4 апреля 2017 г. 03:10

3K

4

Суть подхода «экономичный стартап» коротко и образно можно выразить древнекитайской мудростью: «переходить реку, нащупывая камни». Т.е. стартап (любой проект) должен реализовываться через серию проверок изначально выдвигаемых гипотез опытным путем. Первая гипотеза, которую следует проверить – гипотеза ценности (понимаем ли мы, что хотят клиенты). Вторая – гипотеза роста (понимаем ли мы как привлекать клиентов). Для меня новым было узнать про существование трех механизмов роста: «липкого», вирусного и оплаченного. И что, как правило, они не смешиваются. Для контроля над проектом должна использоваться система «действенных показателей», которые противопоставляются общим или как их называет Э.Рис «показателям тщеславия» (собственно, в этом нет никакого откровения, вопрос в том, как разработать такие показатели).

Ну что ж, идея, в общем, здравая, и, можно сказать, рекомендуемая к применению: в условиях неопределенности действовать нужно чрезвычайно осторожно, избегать лишних трат и как можно быстрее переходить к практике. Но… Автор начисто упускает из виду такое явление как синергия.

Давайте представим, например, внедрение подхода «экономичный стартап» С.Джобсом, который задумал создать невиданный дотоле продукт - айфон. Для проверки жизнеспособности продукта он формулирует ряд гипотез, разбивая на части свое изначально цельное представление о нем. Первая гипотеза – ценность сенсорного экрана. Поставили его в обычный телефон, дали тестовой группе потребителей. Что они говорят? Неудобно, быстрый разряд батареи, неэффективно. Отказываемся от сенсорного экрана и переходим к следующей гипотезе – мощный интернет-браузер. Опять разочарование потребителей: на маленьком экране с кнопками им неудобно пользоваться. Ну и т.д. Я так и вижу как предшественники Джобса шли по этому пути тестирования. Поэтому первые гаджеты с сенсорными дисплеями появились до айфона, но именно айфон произвел революцию. Он в совокупности своих частей представил собой качественно новый тип продукта, породить который путем тестирования отдельных элементов продукта предыдущего поколения без учета их взаимосвязей и связей с внешней средой - невозможно. То как действовал всю жизнь глава Эппл полностью противоречит концепции "экономичного стартапа". Как пишет сам Э.Рис, его подход - страшный сон перфекциониста, а С.Джобс был именно им и работал всегда по принципу "а вот хочу вот так и никак иначе". Приводило ли это Эппл к неудачам и провалам? Да. Привело ли это компанию к выдающемуся успеху? Тоже да.

В итоге, я считаю, что к созданию принципиально новых систем (будь то технической, социальной или, например, финансовой) данный подход не применим. Собственно, автор вскользь про это пишет, что, например, созданный для проверки гипотезы ценности «минимально рабочий продукт», который понравился гикам, может вовсе не подойти основной массе потребителей, предъявляющих к товару иные требования.

Видится возможным применение подхода «экономичный стартап» в деле не создания, а совершенствования систем, но так же до известного предела.