Больше рецензий

2 апреля 2017 г. 16:45

43

3 Мне не понравилась эта книга

До прочтения этой книги я не видела никаких отзывов, рецензий, комментариев. Знала только, что у нее много поклонников, ну и аннотацию просмотрела. Аннотация многообещающая - неоготика, мрачные особняки, семейные тайны, скелеты в шкафах...Кто такое не любит? Но на деле все вышло не так уж бодро и интересно.
Повествование условно делится на две параллельные ветви - история, происходившая в поместье более полувека назад (та, в которой семейные тайны и скелеты), и история, происходящая в наше время (та, где некая совладелица книжного магазина, выпустившая однажды ничем не выдающийся биографический очерк, внезапно приглашается писать биографию самой известной и популярной писательницы Англии). В обеих ветвях много нелогичных, а местами вообще бредовых моментов, но анджелфилдская хотя бы читается бодро. В современной же ветви - невыносимая скука; основное занятие ГГ Маргарет - страдать (не будет спойлером, что при рождении ее сестра-близнец умерла), время от времени - гулять по ночным садам, страдая; писать биографию Виды, проецируя ее на себя - и вызывать этим новые страдания...ну и далее в том же ключе. Даже к концу книги у меня не было перед глазами четкого образа главной героини. В одной из первых глав упоминалась ее челка, синий джемпер и простенькая юбка; ну и исходя из того, что Маргарет очень мало ест - видимо она худая. А так все, что связано с Маргарет, неизменно сводится к тому, что она очень любит книги и чувствует себя незавершенной, т.к. ее близнец-сестра умерла. Кстати, вот одна из глупых сцен, которых очень много в ТС: Вида Винтер спрашивает героиню, что бы она сделала, если некий условный человек захотел бы сжечь все существующие тома "Джен Эйр" в некой условной печи, а у ГГ был бы в руке пистолет. Застрелила бы она человека, чтобы сохранить книги? И Маргарет думает, что застрелила бы. И мисс Винтер говорит, что застрелила бы. И эта сцена должна показать...что? Что Маргарет очень-очень любит читать? Что ей с книгами комфортнее, чем с людьми? Ну да, комфортнее, об этом не раз упоминается, но что дальше, какой вывод, для чего вообще это было написано?
Еще меня покоробил мотив Маргарет взяться за написание биографии. "Скажите мне правду" - попросил Виду Винтер пришедший к ней репортер. И эта фраза так зацепила Маргарет, так въелась в ее мозг, так затронула за живое, что она непременно решила взяться за эту работу. Но что в ней вообще может зацепить? Фраза как фраза, просьба как просьба, но преподносится как чуть ли не сакральная, Маргарет постоянно прокручивает ее в голове, мысленно к ней возвращается.
Перед тем, как писать отзыв, я просмотрела рецензии других читателей - многие хвалят язык Дианы Саттерфилд. Может такое впечатление создается, если читать произведение в оригинале, но на русском мне так совершенно не показалось. В целом конечно слог повествования ровный, но некоторые моменты просто мозолят глаза. Вот пример:

Пол всюду был застлан коврами, поверх которых лежали ковровые дорожки. Портьеры из камчатной ткани закрывали окна и тянулись дальше вдоль стен. Как промокательная бумага впитывает свежие чернила, так все эти ткани, шерсть и набивка впитывали звуки, с той лишь разницей, что промокашка забирает только лишнее, оставляя видимой надпись, а заполнявшие этот дом материалы, похоже, поглощали и саму суть произносимых слов.

Поглощали суть слов? Да почему вообще? Красивый оборот ради красивого оборота, и подобное встречается через страницу.
Пару слов о персонажах. В современной части истории единственный персонаж, вызывающий интерес - Вида Винтер. Только она описана подробно и ярко, у нее есть свой характер; мне понравился контраст между Видой при первой встрече - элегантная, сдержанная, безупречно уложенные волосы и макияж, повелительный тон, - и ближе к концу, в сцене, где она просит Маргарет остричь ей волосы. Изломанная болезнью, слабая, зависимая от Маргарет и не имеющая уже сил поддерживать образ сильной, властной, красивой, успешной - это уже не важно, теперь для нее главное дотянуть до конца истории, рассказать о том, о чем приходилось молчать всю жизнь. Мне понравилась Эстер - очень симпатичный персонаж; активная, неунывающая, с хитринкой. Своим появлением она разбавила тягучую трясину повествования, жаль промелькнула ненадолго.
Финальный твист. Нет, серьезно?


Эта развязка очень напомнила развязку в другой книге - Джоанн Харрис "Джентельмены и игроки" . Обман читателя ради вау-эффекта. Нет, ближе к концу я как и многие догадалась, что их было трое. Если бы было три близняшки, то в этом не было бы проблемы. Но когда та же Эстер, которая проводит сутки напролет с девочками, не может отличить от внешне идентичных близняшек их сестру - это уже полная чушь. Девочка из мглы имела бы смысл, будь она третьим близнецом. Но тогда автор не смогла бы объяснить причину, по которой ее скрывали.
В общем, не могу сказать, что книга ужасна - читала и похуже, но осталось пресное послевкусие и продолжать знакомство с автором желания нет.

Прочитано в рамках Флешмоба-2017