Больше рецензий

Aedicula

Эксперт

Временно в нечитабельном сумраке

2 апреля 2017 г. 12:24

629

3.5 "Каждому из нас дано очень много, и нам есть за что быть благодарными"

"Приключения Оливера Твиста" известен, как первый английский роман, главным героем которого является ребенок. Роман написан по событиям, действительно имевших место в Англии 30-х годов ХІХ века и существенным толчком к его написанию послужил специальный закон для бедных, принятый в 1834 году (прим. Новый закон о бедных от 1834 г.). Согласно этому закону, бедняков и обнищавшие семьи отправляли в работные дома, в которых они жили на государственном обеспечении и, соответственно, в тяжелых условиях, где выполняли различные черные работы. Чарльз Диккенс не мог остаться равнодушным к этому вопросу, так как хорошо знал цену эксплуатации детского труда: как известно из биографии писателя, когда его семья разорилась и отец попал в долговую тюрьму, юный Диккенс целыми днями работал на фабрике по изготовлению ваксы. Но счастливый случай, в виде неожиданно полученного наследства, вытащил семью Диккенсов из "долговой ямы" и дал возможность Чарльзу Диккенсу получить хорошее образование.
***
В романе рассказывается про жизнь сироты, Оливера Твиста, воспитывающегося в сиротском приюте при местном приходе до момента, когда тот под давлением других сирот, не протягивает свою мисочку повару с известными трогательными словами "Простите, сэр, я хочу добавки", в последствии ставшие критической иллюстрацией касательно системы работных домов в целом. После этого мальчика отправляют на работу в контору гробовщика, где он терпит издевательства подмастерья. Сбежав в Лондон, Оливер попадает в воровскую компанию, которая незамедлительно начинает обучать мальчика ремеслу карманника. Но одно неудавшееся ограбление сводит счастливую встречу Оливера с мистером Браунлоу и мисс Роз Мейли, по счастливому стечению обстоятельств, оказавшейся его родной тетей.

Изучая это произведение в школе, мы не углублялись в его исторические составляющие. Поэтому в общем, "Оливер Твист" запомнился как затянутый и "слезливый" роман, после которого даже при наличии счастливого конца, остается неприятный осадок.
***
В предисловии Диккенс пишет, что его основная цель - показать реальное положение вещей в современном ему мире, где у бедных слоев населения не самый большой выбор по жизни. Более того, неоднократно может показаться, что в этом произведении Диккенс "сгущает краски" относительно нравов и обычаев своего времени, излишне драматизируя ситуацию, однако, по историческим свидетельствам доказано, что Диккенс даже очень смягчил реальные обстоятельства. Вот, например, только некоторые из них:
• В начале 1830-х годов английский суд мог отправить подсудимого ребенка на смертную казнь за любое из 200 различных преступлений, в том числе и за такие мелкие, как карманная кража в несколько шиллингов. Это значит, что за воровство Оливеру следовало бояться не тюрьмы или возвращения в приют, а виселицы.
• Начиная с 5-ти лет, ребенок из бедной семьи или беспризорник могли работать в подземных шахтах, где большую часть суток таскали повозки с углем.
• Многие дети шли в подмастерья трубочистам, где долгое время проводили в закопченных трубах и подвергались опасности задохнутся там. Зачастую, утомленные тяжелой работой и не имея сил от недоедания, дети погибали в дымоходах.

Выходит, ситуация была критическая и маленькие дети оказавшись на улице зачастую попадали в мир преступности и беззакония? Мальчики шли по пути карманных воришек, постепенно вырастая до мошенников и более крупных грабителей, если не попадали в тюрьму и не заканчивали свою молодую жизнь на виселице. Девочки, в худшем случае, становились на путь проституции и воровства, многие в последствии гибли от заболеваний и ранних родов.

В своем романе Диккенс косвенно обличает и критикует общество и правительство, равнодушных к условиям рабочих домов и непосильному детскому труду, тем самым толкающих бедняков на противозаконные действия. На примере Оливера, Диккенс показывает ребенка с чистой душой и добрым сердцем, жертвой обстоятельств, старающегося выжить в мире, потому что вступил в преступный мир по крайней нужде. Аналогично чистый образ имеет и Ненси, подруга Оливера из воровской шайки, относящаяся к Оливеру с заботой и нежностью, которая старалась уберечь мальчика от болота порочной жизни. Таким образом, мы видим сочетание жестокого реализма с глубокой верой в добро, благодаря чему, роман во многом приобретает черты викторианской сказки.

Со временем, в ХХ веке работные дома изжили себя превратившись в дома для престарелых, примерно в том же периоде отменили долговые тюрьмы, а в 1846 году отменили закон о бедных. Проблемы диккенсового времени ушли в прошлое и в учебники по истории, но бедняки и нищие так же и остались, некоторые имеют малую, но поддержку государства, только теперь ситуация имеет немного другую форму, не относящуюся в тематике Оливера Твиста. Современные люди научились с ними жить и научились их не видеть, оставляя каждому право жить так, как может.

картинка Aedicula
Luke Fields "Applicants for Admission to a Casual Ward" (1874)

Помимо нищих, в очереди в ночлежку можно увидеть и людей среднего класса, по горьким обстоятельствам, оказавшихся в непогоду с детьми без крова над головой. Хоть картина написана в постдиккенсовское время, на мой взгляд, она все равно прекрасно отображает атмосферу и реалии, с которыми пришлось столкнуться маленькому Оливеру Твисту.

Комментарии


Очень люблю этот роман, читала еще в детстве, трогательная книга. Но у Диккенса любимое- "Большие надежды"


Обязательно когда-нибудь их прочту! Почему-то поздние произведения Диккенса, мне импонируют гораздо больше, чем ранние. )
Последнее, что читала у него, были "Посмертные записки Пиквикского клуба" и обратила внимание, вы тоже ее не особо высокого оценили, не поделитесь (если помните), почему?


Да не оценила я что-то их английского юмора, может перевод был не очень хороший )