Больше рецензий

2 апреля 2017 г. 00:30

468

4 "Никто не оплакивает Злую."

Осторожно, возможны спойлеры.

Как человек, вхожий в мир мюзикла, если не сказать не вылезающий из него, я взялась читать эту книгу исключительно из-за всепоглощающей любви к Wicked. Скажу сразу: на красочную запоминающуюся историю с волшебным хэппи эндом и истинно бродвейским размахом книга похожа мало. Наоборот, она тяжёлая, давящая и очень политична - в какой-то момент я даже задумалась, на какую именно страну или эпоху можно опереться для описания такого кошмара?

Действительно, в стране Оз все плохо. Это настоящая антиутопия - жестокий мир с жестокой диктатурой. После прихода Гудвина к власти, да-да, того самого милого старичка-шарлатана, знакомого нам по Бауму или Волкову, начались гонения и притеснения Зверей, политагитация и промывание мозгов детям, устранение любых сил, способных помешать нынешней власти, и как следствие, появляются люди, недовольные диктатурой - оппозиция. Правда, их до ужаса мало. И Эльфаба, благодаря цвету кожи рано воспитавшая независимость суждений, становится одной из них.

Эльфаба - женщина (не физически, а морально и духовно: всю жизнь её суждения мудры и рациональны)с поломанной судьбой. Да, возможно она нонконформистка и бунтарка, но сумела заслужить моё уважение. Она, подобно Скарлетт О'Харе, не согнулась и не прогнулась, несмотря на вопиюще тяжёлую жизнь.
Эльфаба как будто одна против всех - одинокая зеленокожая девушка, сбежавшая, чтобы спасти дорогих людей, потерявшая любимого и практически всю жизнь глубоко несчастная.
"А Эльфаба осталась все той же: невольной предательницей, изгнанной монтией, беспомощной матерью и неудачливой революционеркой."
Неудивительно, что в конце жизни она практически сошла с ума, а друзья, которыми она так дорожила, оказались подлыми, двуличными, или просто не оправдали надежд. Глинда, добрая, раскаивающаяся и просящая прощения в мюзикле, стала для меня одним из самых больших ударов - ныне она лишь холодная и расчетливая женщина, носящая маску пустоголовой баснословно богатой красавицы. Что до Фиеро, то тут совсем все грустно.
Непонятна лишь чёрная неблагодарность по отношению к Эльфабе буквально ото всех.

Многие события в книге описываются слишком резко и быстро, что создаёт впечатление, будто это всего лишь летопись. Возможно, автор, стремясь превратить детскую сказку в роман для взрослых, слишком заигрался - некоторые моменты откровенно неприятны и вызывают раздражение вместе с отвращением.

Я бы советовала рассматривать эту книгу именно как антиутопию (это помогло бы скрасить её недостаточную художественную ценность) и как материал к размышлению, а из главной героини, возможно, можно почерпнуть некоторые черты для подражания. Ведь людская молва часто клевещет, занимаясь созданием ложных идолов и кумиров, и...
...никто не оплакивает Злую...

"Ну а ведьма? Увы, в ее истории нет счастливого конца, нет послесловия. О том, что выходит за пределы жизни, нам, к сожалению — а может, и слава богу, — поведать нечего. Она умерла, покинула этот мир, оставив после себя лишь молву о своем былом злодействе."

"Там злая ведьма навсегда и осталась. —И не вылезла? — Пока что нет…"