Больше рецензий

grt_pretender

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 марта 2017 г. 20:14

1K

4

Уже давно известно, что так называемый «кризис среднего возраста» к фактическому возрасту имеет мало отношения. У кого-то он начинается в 20, у кого-то в 25–30 (достаточно частое сейчас явление), а у кого-то даже в 50–60. Это важный переходный период, когда человек вырастает из своего прежнего опыта, но еще не знает, как осознанно проживать свою жизнь. Можно сказать, что он не столько знает себя настоящего, сколько мнения других о себе. Здесь уже не получится морально прилепиться к кому-то или получить готовое решение, здесь необходима внутренняя работа.

Именно после такого кризиса-переосмысления у человека появляется возможность стать психологически зрелой личностью. Без этого он может так и продолжать жить фаталистом, стоять на месте, постоянно сомневаться в себе, зависеть от критики и чужого мнения, обвинять в своих проблемах других, проживать не свои, а чужие ожидания, жить больше по течению/моде, сравнивать себя с другими, купаться в прошлом и своих обидах/поражениях/недостатках. Иными словами, продолжать жить неосознанно и не своей головой.

У такого человека, увы, мало шансов построить хорошие и долговременные отношения с кем-то, потому что он всегда будет искать в другом человеке компенсацию того, чего у него нет. А самое главное – он вряд ли будет ощущать удовлетворение от жизни.

Думаю, этот тот случай, когда нет смысла писать развернутый отзыв на книгу. Во-первых, потому что мои выводы будут очень личными, а во-вторых, потому что у каждого человека свой кризис, свои демоны и каждый прочтет книгу совершенно по-своему. Так что я лучше просто оставлю здесь несколько цитат, а там уж как в песне: думайте сами – решайте сами – читать или не читать)

Понравившиеся цитаты

1.
Пока мы остаемся бессознательными, мы по-прежнему будем нести в себе следы печали, гнева или непрожитой жизни своих родителей. Разумеется, стыд мы тоже несем в себе, ибо, если человеку становится стыдно, значит, он ощущает себя причастным к психологическим травмам других людей.

2.
Мне известно расхожее мнение о том, что психотерапия – это обвинение родителей во всех своих несчастьях. Совсем наоборот: чем более чувствительными мы становимся к хрупкости человеческой психики, тем более мы склонны прощать родителей за их ранимость и способность наносить раны другим. Главное преступление – оставаться бессознательным, и отказ от соучастия в этом преступлении требует болезненных усилий. Какие бы травмы и недостатки мы ни нашли в своей биографии, нам следует стать родителями самим себе.

3.
Так получается, что на стадии первой взрослости человек получает информацию не в результате истинного познания внутреннего и внешнего мира, а посредством запутанных и навязчивых моделей и указаний, идущих от родителей и социальных институтов.

4.
В период кризиса среднего возраста, который я предпочитаю называть Перевалом в середине пути, у нас появляется возможность пересмотреть свою жизнь и задать себе вопрос, который иногда очень пугает, но всегда приносит облегчение: «Кто я такой, если отделить меня от моей биографии и ролей, которые я исполняю?» Если мы начинаем понимать, что жизнь была посвящена укреплению своего ложного Я, что мы отыгрывали свою временную взрослость, увлеченные далекими от реальности ожиданиями, – значит, мы открыты для вступления в стадию второй взрослости, стадию настоящей личностной зрелости.

5.
Истинная сущность близких отношений заключается в том, что они никогда не бывают лучше отношения к самому себе. То, как мы относимся к себе, определяет не только наш выбор Другого, но и качество наших с ним отношений.

6.
…вся современная культура представляет собой гигантское развлечение, оберегающее нас от одиночества и мыслей о себе.

7.
Совместная жизнь каждый день безжалостно устраняет все проекции; приходится признать свою непохожесть на Другого, который не хочет и не может соответствовать большинству направленных на него проекций. Поэтому в среднем возрасте люди приходят к заключению: «Сейчас ты совершенно иной человек, совершенно не похожий на того, на ком я женился (или за кого выходила замуж)». А по существу он никогда таким и не был. Он всегда был кем-то иным – незнакомцем, которого мы тогда почти не знали, да и сейчас знаем ненамного лучше. Поскольку анима или анимус спроецировались на этого Другого, человек в буквальном смысле влюбляется в отсутствующие части своей личности. Это ощущение близости и возвращения домой было настолько сильным и вселяло столько надежд, что утрата всего этого расценивается как катастрофа

8.
Личность не дается человеку от Бога; она создается в ежедневной борьбе с дьявольским сомнением и неодобрением, порождающими депрессию и ощущение ненужности.

9.
Повторю еще раз: пока мы осознанно не повернемся навстречу своей судьбе, мы останемся у нее на привязи. Нам следует отделить себя настоящих от тех, кем мы стали, от фактического, но ложного ощущения Я. «Я – это не то, что со мной произошло; я – это то, кем я хочу стать». Смысл этой фразы должен каждодневно звучать в нашей голове, если мы собираемся чего-то добиться в жизни, а не остаться пленниками своей судьбы.

Комментарии


Похоже, отличная книга. Цитаты очень интересные, подтверждение той, что за номером 5, встречаю постоянно.
Захотелось прочитать, спасибо.


Спасибо за рецензию.


Спасибо Вам! Пойжу читать! Меня мой кризис настиг в 25-26...