Больше рецензий

_Yurgen_

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 марта 2017 г. 16:48

301

5 Покинь престол сей...

– <…> Мне бы хотелось оставить после себя возрожденный Родиас, новое Святилище с его куполом, и… и, возможно, какую-то память о том, чем мы были, ты и я


Жанр рецензии не позволяет сказать многого, да и не стоит отнимать у вас радости открытия (надеюсь это произойдёт). Поэтому я остановлюсь лишь на некоторых моментах и впечатлениях.
Сильный пролог, посвященный государству бассанидов. Характеры совершенно иные по сравнению с сарантийскими. Восток, но без штампов; чувствуется знакомство Кея с персидской культурой эпохи Сассанидов. Единственное «но» – «Перун»: ни к селу, ни к городу… Не могу сказать, что оскорблено моё чувство национальной гордости, просто имя выглядит совершенно чужеродно. Впрочем, для канадского читателя, наверное, это всё не так уж важно: элемент экзотики и не более.
И «Москав» на севере… Такое впечатление, что название введено только для географически правильной ориентации читателя, также как в первой части дилогии появляется Афганистан. Выясняется, что и в альтернативной истории необходима некая мера вкуса, не всегда присущая автору романа.
Коли уж заговорил о недостатках… Есть такой «пунктик» у Кея, общий для сарантийского и катайского циклов: всё выглядит разрозненным, но уж потом в систему-то выстроится! Не без помощи наимудрейшего автора, конечно. Стройно, но предсказуемо. На четвертый раз (после Катая, «Дороги…) меня не вполне впечатлило:

«Рустем уже начал понимать, как много из сказанного и сделанного было тщательно спланировано или явилось результатом умной импровизации, как в театре. Сарантий, решил он, это сцена для представлений»


И вечный налёт таинственности: кто там в носилках такой большой и толстый, вразуми Великий Джад?! Загадка для первоклассника… Или расчет на то, чтобы узнали? Непонятно.

Теперь о достоинствах. Всё же надо отдать предпочтение лучшим сторонам в этом случае.
О сладкой сарантийской парочке. Если бы Валерий и Аликсана жили сегодня, они бы владели аналитическим агентством. Но, увлекаясь стратегией, они бы снова ошиблись в мелочах. Всего предусмотреть невозможно! Ошибка даже не в расчётах, не в странном извращённом милосердии к павшим, а в том, что сама пожизненная власть несёт в себе гибельное зерно. Хочешь жить нормально – не застревай наверху. Мне кажется, древние афиняне и римляне эпохи республики это понимали…

Огромное впечатление произвел эпизод в коридоре. Не думал, что столь талантливо можно написать такую сцену, в которой легко было скатиться до театральной пошлости. Именно это происшествие в кеевском романе напомнило мне финал романа Э. Золя «Завоевание Плассана»: кто читал – поймёт. Раскрывать всех секретов не буду, хотя я не очень верю, что т.н. спойлеры так уж опасны настоящим произведениям искусства. Скажу больше: никакие сладкие посулы не спасут "творений" графомана!

Гай Гэвриел Кей - редкий мастер! Стоит читать и полагаю даже, что перечитывать.

Вместо окончания:

«Это принадлежало только ему одному, он не должен был отчитываться ни перед одной живой душой»