Больше рецензий

winpoo

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 марта 2017 г. 21:20

603

5

В известном смысле всё это правда, но при ближайшем рассмотрении - не вся.

Эта книга – просто супер! Хотя я редко читаю исторические детективы, боясь запутаться в обстоятельствах, лицах и временах, от нее я получила огромное удовольствие. Всё-таки способность к интерпретации – великая вещь! Меня всегда восхищает в людях умение разглядеть за фактом ускользающий смысл и разместить его в историческом и художественном контекстах так, что он становится особой реальностью и способен рассказать не просто о задокументированных событиях, но и о людях, их переживших - их тайных помыслах, характере, внутренних конфликтах. А еще мне нравятся люди, способные зажечься от собственного любопытства, от волнующей их и только их загадки и долго поддерживать свое внутреннее горение, не жалея усилий, чтобы медленно, шаг за шагом искать разгадку, по крупинкам собирая информацию и выстраивая сложный путь к тому, чтобы «тайное стало явным», несмотря на то, что оно давно ушло в далекое прошлое и, в общем, уже ни на что не способно повлиять. Такие интеллектуальные расследования проводятся, наверное, исключительно ради самого себя, и тем выше их ценность.

Я хорошо знала эту картину еще до того, как мне попалась книга, и она всегда вызывала у меня удивление своей эстетически неоднозначной криптографичностью. С моей привычкой копаться в деталях я не раз всматривалась в то, что на ней изображено, пытаясь применить к пониманию свои знания о символике, живописной семиотике, композиции, чтобы через них догадаться о сути сюжета и о мотивах автора, заставивших написать ее, но дальше ничего не раскрывавших мне банальностей уйти не могла. Видимо, этим она и запомнилась – тем, что не поддалась поверхностным интеллектуальным усилиям, не «распаковала» свои смыслы, сколько бы раз я на нее не смотрела. Но ведь не зря говорится, что книги ищут и находят своих читателей: как только я увидела картину на обложке, ни о чем больше не могла думать и немедленно погрузилась в эту чудесную интеллектуальную мистификацию.

Книга нравилась мне с первой страницы и до последней строчки авторских комментариев. С немецкой аккуратностью автор сложил захватывающую драматическую историю, подкрепив ее старинными документами, и рассказал ее в хорошем современном стиле, не давая читателю расслабиться ни на минуту. Читая, я ловила себя на том, что по сравнению с другими историко-искусствоведческими детективами я ни разу не утратила смысловой нити, мне ни в одном эпизоде не становилось скучно. Даже читая протоколы допросов, подробности католико-протестантских конфликтов или описания медицинских процедур, я чувствовала своеобразный читательский драйв, и мне хотелось погружаться во все эти события дальше, дальше и дальше. Кроме того, для меня в этой книге изначально сложилась тревожная и одновременно завораживающая своей средневековой патиной атмосфера. Я все время чувствовала себя кем-то вроде Аладдина, трущего старую лампу, но не в надежде вызвать джинна, а в гибельном восторге от собственной близости к драматической тайне: хотел Генрих IV жениться на Габриэль или все же не хотел? и что бы было, если бы Габриэль не умерла? так все-таки был заговор или нет? от чего умерла Габриэль? кто был заказчиком картины? почему у нее такое двусмысленное содержание? почему на других копиях картины меняются детали?

Можно сказать, что за два дня чтения я в буквальном смысле слова интерактивно вжилась и в книгу и в картину, настолько мне все казалось увлекательным и волнующим. Так что, похоже, В. Флейшгауэр с первого же знакомства стал одним из моих любимых авторов.