Больше рецензий

25 марта 2017 г. 23:13

2K

5

Когда форма и содержание противоречат друг другу, происходит разлад. В душе, жизни, государстве. Правда, разлад этот может носить временный характер, пока то ли форма, то ли содержание не подстроится под свой, так сказать, дуал. Однако, этот же разлад может принять крайнее проявление – и тогда, как результат, появляются новые форма и содержание. И чертежи для их постройки прежним, старым соответствовать не будут. А чтобы народилось это новое – необходимо избавиться от старого, для чего порой нужны сильные муки, как душевные, так и физические. Это если говорить о человеке. Если речь идет о государстве – то это революция, которая несет в себе много разрушающей энергии, но и созидающей тоже. Как например в химии: для растворения вещества необходимо, чтобы его старые связи разрушились, энергия выделилась, а потом образовались новые связи, содержащие выделившуюся (а порой и не только) энергию.
То, что форма и содержание применительно к государству, Российской империи, потеряли взаимосвязь и перестали отвечать друг другу, стало понятно из событий на Ходынке в мае 1896 года. Впрочем, это понятно в первую очередь нам, далеким уже потомкам. Для тех, кто пережил эту трагедию, форма и содержание претерпели изменения, для многих – очень кардинальные. Кто-то принял на себя совесть всех погибших страшной смертью, кто-то пытался решить свою индивидуальную проблему не соответствия старой формы новому содержанию. А сколько отдаленных последствий имело это событие, запланированное как торжественное! Страшно представить…. Никто ведь и не подозревал весь тот размах, который приобретут эти последствия. Судьба Олексиных и близких к ним людей – это только малая толика того, что готовила судьба людям, которым выпало жить на стыке двух эпох.

Накануне нашего, девятнадцатого века, родился Пушкин. И все столетие, заметьте, все девятнадцатое столетие прошло под знаком его рождения. И русская литература поразила своей мощью весь мир, и разгром Наполеона, и Сенатская площадь, и великая слава Шамиля, воспринятая и разделенная всей Россией, и славная война за освобождение болгар… Золотой век, потому что родился самоцвет гигантской величины и эманации. А век двадцатый встречаем Ходынкой. Бессмысленной самоубийственной бойней... Каким же должен быть двадцатый век с такой вот, с позволения сказать, визитной карточкой?

«Утоли моя печали» - не зря так назван роман. Печаль – вещь разрушающая, с которой вечно жить невозможно. Ее надо утолить. С ней надо научиться жить. Ее надо выпустить наружу. Именно эта икона вернула Наденьку к жизни. Да только вернулась к жизни уже совсем другая Наденька. И эта другая очень просила остановить Каляева. А вот опасности в Беневоленском не почувствовала...
В центре романа - Ходынская трагедия, восстановленная автором очень живо, очень правдоподобно, очень реалистично и очень ощутимо. Чувство сопричастности к происходящему не покидало меня во время чтения.
Если кратко охарактеризовать о чем данная книга, то можно сказать, что она об утраченных надеждах, несбывшихся мечтах, искалеченных жизнях и судьбах. Книга, написанная прекрасным языком и заставляющая задуматься.