Больше рецензий

bezkonechno

Эксперт

посягаю на книжные просторы :)

22 марта 2017 г. 22:42

230

5 Мы в ответе за тех, кого приручили...

Самая трогательная история, которую я читала и самый популярный совет моего моба — такие внутренние рекомендации лучше всяких реклам и даже надписи о бестселлере. Эта книга о самых разных чувствах, прожитых каждым из героев: любви, доброте, нежности, мстительности, отчаянья, справедливости (которая у каждого была своей), но для меня прежде всего эта книга о всестороннем чувстве ответственности. Именно оно сопровождает нас на каждом шагу, даже когда мы не отдаем себе в этом отчета. М.Л. Стэдман написала практически гимн чувству ответственности, лучшего сюжета и не придумаешь. Он держит на плаву, заставляет переживать буквально за каждого героя, заставляет понять его, прожить, простить, оправдать и даже не раз задать самому себе вопрос о том, как бы ты сам поступил, окажись на месте кого-нибудь из героев. И это все дико по-настоящему.

Военные — очень колоритные персонажи в книгах, для меня стало понятно еще после прочтения "Нетерпение сердца" Цвейга. А если внутренний мир героя мастерски описан, то тогда это становиться настоящим подарком для любителей внутренних противоречий.
Военнная отвественность — Том Шерборн — человек, переживший войну, проживший на войне буквально все: от быта до таких естественных для военного времени убийств и постоянного риска стать одним из убитых. Все это так или иначе впитывается в саму сущность и остается с ней навсегда. Даже если уже мирная жизнь, то война для солдата редко остается позади, становясь основным человеческим качеством. Оно трансформируется, перерождается, но все же остается отголосками прошлого.

«Иногда прошлое стоит оставлять в прошлом»

Военные — люди очень дисциплинированные и ответственные. Их жизнь приобретает совершенно иные краски, каждый поступок Тома отнюдь не бессмысленный, а наполненный особыми размышлениями и логикой, а день ценен и не прожитый зря. По крайней мере так должно быть. Иначе уже почти не бывает, и это не из вредности или хвастовства — невероятный груз пережитого, колоссальный никому непонятный опыт. Эмоциональная сторона почти отсуствует в жизни Томаса Шерборна, даже если она где-то и появляется, то тут же разбивается о холодную стену внутренней невозможности. Там, где терпит поражение эмоция, всегда есть место риску. Поэтому стать смотрителем маяка на Яносе было просто-напросто зовом судьбы для Тома. Ну и что, что обстоятельства его появления там достаточно мистичны? Ну и что, что маяк — это фактически одиночество?.. Иногда одиночество бывает самым лучшим выходом.

Дальше...


Мужская отвественность — Тому присуще одно замечательнейшее качество — объективность самооценки. Пережив достаточно опыта, который сделал из мистера Шерборна не только статного, красивого и зрелого мужчину, но одиночку с непростым характером, он сознательно пошел на должность смотрителя, в какой-то степени в наказание закрыл себя в необъятные морские стены, не давая шансов грехам прошлого упасть перед любовными чарами и перспективой семьи, будто оберегая потенциальную жену от самого себя. Но любовь побеждает все, и когда в жизни Тома появилась Изабель, то, как бы он не противился, но именно свет одинокого маяка подарил ему спутницу — совершенно очаровательную, умную, но вместе с тем и до безумия наивную девочку, что видела в их с Томасом браке исключительно романтику одинокого морского огонька, не предполагая, что это может быть предвестник душевной бури…

- Наша собственная звезда! Будто мир был создан только для нас! И солнечный свет, и океан! И мы принадлежим только себе!
- Думаю, маяк думает, что я полностью принадлежу ему, - сказал Том.

Отвественность смотрителя — Смотритель маяка — отнюдь не романтичная профессия, это профессия понимания океана, где он должен стать твоим верным спутником, а ты — обязан понять каждый его знак, каждое изменение природы, наладить благотворное соприкосновение океана и проплывающих мимо суден… Кроме прочего, все проишествия датируются и записывются до мелочей: от прогноза погоды до катастроф, а упущенное считается грубым нарушением правил, если не преступлением. И вот тут появляется очередной ультиматум между честностью перед совестью и всеобщей справедливостью. Начинаются настоящие метания души Томаса Шерборна, в котором боролись муж и смотритель. Кем он был в данный момент и кто был сильнее?.. Я не знаю, перевес был в обе стороны и даже мне было нестерпимо больно. “Не должно быть у человека такого выбора” - сказала себе я, но не в последний раз. Был бы это не Томас Шерборн — боец, не Томас Шерборн — муж, обязанный оберегать единственное, что у него было, был бы это другой Томас Шерборн, он бы и не выбирал. Только кристально чистый сердцем человек, разрываясь на тысячи кусочков, становится обречен жить с выбором, которого не должно существовать…

«Том знал: правила иногда можно нарушать. И все же они были тем, что отличало человека от дикаря, человека от монстра.»

Супружеская отвественность — Женившись, мужчина навсегда становится в некую оборонительную позицию ради благополучия жены и детей. Но что если ты — уникальный человек, перед которым стал выбор в пользу общественности (за тенью которой стоит чья-то конкретная судьба) или в пользу вашего личного счастья?.. Как выбирать, если, Бог с ним, твоим личным счастьем, в конце концов военные привыкли терять, но счастье Изабель?.. Как поступать с ним?! Как можно убить его, не дать ему шанса выжить, если все зависит от смотрителя маяка — стороннего человека или нет?.. Кто ты сам в этот момент?..

«Господи, чтобы человек быстро сошел с ума, нужно позволить ему постоянно переделывать уже сделанное, чтобы он наконец сделал все как следует»

Материнская ответственность — Любой семейный выбор должен быть как минимум выбором двоих — супругов. Этот выбор был именно таковым. Вот только нужно было выбирать. И Томас должен был стать палачом или дарителем. Бывает ли счастье эгоистичным?.. А если оно взрощенно болью? Если Изабель пришла наполнять окружающий мир счастьем — мир дивный, прекрасный: мир маяка и океана, мир света мир семьи Шерборн: Томаса, Изабель и маленького огонька Люси, заслепившего собою самых лучших родителей. Бывает ли что-то в мире сильнее материнского инстинкта? Врядли. Имеем ли мы право считать материнское счастье, женское счастье, эгоистичным и является ли оно таковым на самом деле? Является ли вообще странным то, что женщина, обретающая только что ускользнувшее счастье, старается использовать каждый вновь данный Богом шанс?..

«Добро и зло переплетены, как змеи в клубке: настолько спутаны, что не угадаешь, где какая, пока не убьешь обеих, а потом уже слишком поздно.»

Отвественность за поступки — За все в этом мире нужно платить, будь ты хоть тысячу раз добрым и заслуживающим счастья человеком, у некоторых вещей остается своя цена. Причем эта цена прежде всего моральная, съедающая тебя заживо.

- И что ты предлагаешь мне сделать?
- Рассказать проклятую правду, какой бы она ни была. Ложь до добра не доведет.
- Иногда и правда тоже…

А что изменит правда? В этой книге нету одной правды. Потому что правда здесь с обоих сторон. И на какую бы ты не стал -все имели права поступать так, как они поступали. Мама имеет права на ребенка: имеет право запретить ему что-то и с другой стороны — имеет право встретиться с Люси. Томас Шерборн имеет полное право взять на себя личностную ответственность, чисто с мужской точки зрения — защитить любимую женщину, которая в его глазах вновь превратилась в молодую, до безумия романтичную девочку, что понятия не имела о коварстве окружающего мира. Но с человеческой — никто не имел права обвинять исключительно мужчину, который мог бы одним словом против собственной всеобщей правды защитить себя и свою истину.

«Те двое теперь никогда не будут свободными. Они никогда не уйдут от того, что случилось.»

Всех жаль. Я знаю, как должно быть идеально для всех в этой истории — смирение, обоюдное и абсолютное смирение. Но с другой стороны, я даже рада, что книга написана абсолютно жизненно и тут нету некоего счастливого конца, приемлимого для всех. Я рада, что тут все, как в жизни, что этот невероятный сюжет, в котором как ни крути, а все правы и каждый заслуживает отобранного или завоеванного счастья. Если бы это была жизнь — все зависит от того, на какой ты стороне.

«Чтобы иметь какое-то будущее, крайне нужно отказаться от надежд когда-либо изменить свое прошлое.»


P.S.В какой-то момент я думала, что знаю, чем закончится книжка, но нет, я не знала и половины. Однажды передо мной открылась просто бездна послесловия, сбивающая с ног, заставляющая переживать еще раз и еще, ставить себя на место каждого из героев и думать какая из справедливостей честнее. Моральная сторона тут точно мучительнее других. Я задалась вопросом: стоит ли ворошить прошлое, не проще ли оставить все, как есть, и нести этот крест по жизни? Не проще. Проще, но не для каждого. Так или иначе, это все равно история в равной степени и женщины, и мужчины, история любви, история родителей, история сформировавшегося обстоятельствами характера… Предательство и спасение, справедливость и счастье — все здесь взаимоисключающе, потому что там, где обретаешь, там и теряешься. В конце читателя ожидает очередной ультиматум совершенно в другую сторону. Жестокий и хлесткий, мстительный но вместе с тем очень жизненный и настоящий, за каждым его до предела взвешенным словом стоит огромная моральная работа над собой, над собственной болью, над утерянной навсегда жизнью. Не представляю, каких титанических усилий стоит дойти к подобному решению. Роман-пересечение тысячи ответственностей в нашей жизни. Роман с самым пронзительным сюжетом, очень захватывающим и крайне жизненным. Так и хочется сказать: спасибо, что это не жизнь, но, закрывая книгу понимаешь, что это как раз жизнь со всеми ее возможными выборами и последствиями...

«В этой жизни еще надо прожить много дней. И он знает, что человека на этом пути формирует каждый день и все люди, которых он встретит. Шрамы - просто другой способ памяти. Изабель была его неотрывной частью, куда бы не исчезла, так же, как и война, и маяк, и океан. Смерть пообычаю возьмет верх над жизнью, трава будет расти над их могилами, пока их история не станет просто никем не проведываемым надгробием.»

Два океана,
посреди которых бродит маленькая девочка лет восьми,
девочка, которая однажды снова станет
Светом между двумя океанами...


картинка bezkonechno

Комментарии


Сложная книга в которой нет однозначного ответа. С одной стороны сопереживаешь каждому, а с другой так же и не понимаешь их, потому что всё в этой истории не так и не правильно.


Это точно. Она бросает в дебри рассуждений, о которых ты не мог себе и представить. У меня как-то так сложилось, что не понимания нету, от этого вообщем сложнее. Я не могу кого-то осуждать здесь. Неправильно было забирать ребенка, но с другой стороны в сложившейся ситуации, когда о ребенке ничего неизвестно, а любимая женщина в полубезумном состоянии... Как-то я могу это принять, несмотря ни на что.