Больше рецензий

Glenda

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 марта 2017 г. 16:37

45

4

Личность творческого человека всегда притягательна для исследования: такой уникальный экземпляр человеческой сущности, ни на кого не похожий, даже на своих собратьев по творчеству.

Тем более понятно желание литераторов выдвинуть представителя творчества в главные герои, желание распознать суть такого человека. Если у Кронина в «Памятнике крестоносцу» это было становление художника, его рост, вынужденное сопротивление семье и обществу, то у Моэма это взгляд на художника извне, попытки рассказчика понять личность Стрикленда, попытки достойные, но порождающие больше вопросов, чем ответов. Стрикленд так и остается человеком-загадкой, с непонятными мотивами, заставившими человека, никогда искусства не касавшегося, бросить всё и всех.

Непонятый и непринятый обществом он находит возможность для творчества и принятие на Таити. В этом парадокс современного общества: в своем стремлении быть цивилизованным и дать возможность самореализации каждому человеку, оно порождает множество условностей, из-за которых самореализация многих людей оказывается под вопросом. Вместо этого человек вынужден выбирать: быть ли ему самим собой и игнорировать мнение общества, в том числе, и своих близких, или забыть о своих притязаниях и пытаться соответствовать ожиданиям окружающих. Ни тот, ни другой вариант в итоге не способны принести успокоения, человек может остаться нереализованным, подчиняясь общественным стереотипам, а может реализоваться, но терзать себя мыслями о том, что разочаровал близких. И здесь Стрикленду повезло дважды: во-первых, он не был человеком, которого одолевают муки совести (хотя кто знает, что там у Чарльза было в мыслях), а во-вторых, он нашел для себя свой творческий рай, где мог полностью посвятить себя живописи и быть самим собой.

Прочитано в рамках ТТТ (1 тур 2017).
Спасибо за совет Enfance !