Больше рецензий

15 марта 2017 г. 12:46

355

5

"Город в долине" - какое прекрасное название для романа! Сколько романтических ассоциаций, какие просторы интерпретаций! Особенно, если речь идёт о таком мастере изысканной прозы, как Алексей Макушинский. С первых же строк романа мы попадаем в чудесную компанию автора и его друга, со знакомства с которым и начинается эта книга. Наши герои молоды, образованны, находятся, конечно же, в оппозиции к Софье Власьевне. Роман написан от первого лица, самого автора, и повествует о дружбе, встречах, беседах с этим одним другом, историком, вплоть до его кончины. Жизнь сводит героев в самых разных городах, в России и Германии, Франции и Италии...Диалог не прекращается - как реальный (звонки, письма, встречи), так и внутренний, когда автор мыслями и воспоминаниями обращается к этому уникальному своему приятелю.
Что же заставило меня урывать любую минуту для чтения этой книги?
В данном случае ответ будет пространным.
Прежде всего, "Город в долине" - прекрасный роман, продолжающий великие традиции русской литературы. Он написан тем ёмким, высоким языком, с обилием сложносочинённых и -подчинённых предложений, в абзац длиной, от которого мы, в наш век мэйлов и инстаграмов, увы, стремительно отвыкаем. Плавное течение рассказа, обилие подробностей, воссоздающих для автора (и для нас, конечно) дух времени, этих 80-х, великолепно данные характеристики героев, особенно второстепенных, случайных - все это превращает чтение в огромное интеллектуальное удовольствие.
Интеллектуальное - не просто благодаря высоте стиля, но также в отношении содержания. Наши герои спорят и рассуждают об истории и философии, литературе и искусстве. Эта книга, безусловно, для читателя-интеллектуала, который не убоится Гуссерля и Канта.
Далее, сюжет в романе все же присутствует, это не просто мемуар, homage дорогому человеку. Интрига в том, что этот друг, историк, мечтает написать роман/повесть под названием..."Город в долине"; впрочем, сначала это лишь некий сон, мысль, идея, к концу жизни превратившаяся в большой труд, сотню заметок, папок, планов и зарисовок - и это составляет роман в романе, сюжет одного города в долине вторгается в канву основного рассказа автора.
Читатель найдёт в романе несметные богатства: неожиданные и малоизвестные исторические факты, рассказы об архитектуре и ряде литературных и философских идей. Информационная плотность текста - высочайшая, посему читать эту небольшую книгу придется долго, осмысляя прочитанное, как у Достоевского, Гоголя, Бунина.
Умение передать атмосферу - отдельный пункт в перечне достоинств романа, любого в общем и этого - в частности. Иными словами, художественный талант автора, в последнее время все чаще подменяемый повышением градуса стеба в письме. Мы видим, слышим, любим героев этой книги, так же, как мы смеемся и плачем, возмущаемся и влюбляемся вместе с героями любой истинно талантливой книги. Мы узнаем в героях себя или друзей, мы тоже спорили о тех же вопросах...
Эти споры героев, эта жизнь - о себе, про себя, это толстовское "тщеславие, и на краю гроба тщеславие", от которого бегут герои, постигая и выстраивая свою линию жизни, интересов, этот роман ставит перед читателем извечные вопросы.
Помимо перечисленных, объективных критериев, эта книга затронула меня лично. Рассказывая о жизни в Москве 80-х, автор живописует мое детство и студенческие годы моего брата. Восприятие в таком случае обострено, и любая фальшь режет слух. Я читала с полным погружением в то время, в ту Москву, ту напряжённо-интеллектуальную среду диссидентствующих студентов и людей искусства. Уникальная среда, в которой живут герои, цитаты, которыми они разноваривают - все это сладостными звуками отозвалось в моем сердце.
Безусловно, это книга о Москве. Больше того, это книга о Москве, написанная человеком, много лет живущим в Европе. Своеобразный путеводитель по столице (помимо всех других топосов, о которых рассказано в книге), интересный, конечно, не только москвичам, как "Повесть о любви и тьме" драгоценна для старых иерусалимцев и завораживает остальных, простых смертных.
Это книга о дружбе, о том, кого мы выбираем в наперсники, о мимолётности всего и вечности - мысли, идеи, долины, если хотите. О поиске себя и отражении в других.