Больше рецензий

9 марта 2017 г. 23:36

2K

5 Порой дети — это вовсе не дети...

Сьюзен Хилл
«Я в замке король»



Жуть! Жесть! Зубодробительная вещь! Именно эти слова сопровождали меня на всём протяжении чтения этой замечательной книги. Сколь замечательной, столь ужасной и жуткой по своей сути и обнажающей вечную проблему. Очень мрачной и дождливой. В этом романе создаётся гнетущее ощущение того, что дождь идёт не прекращаясь, а тяжёлые серые тучи никогда не сдадут своих завоёванных позиций белым и воздушным летним облакам. Да-да, опять мне попалась книга, в которой дождь льёт не прекращаясь. Одолевает непреодолимое чувство упадка и угасания. Роман обжигает своим леденящим кровь подтекстом. И с каждой новой главой это жжение всё усиливается. А в конце ничего не остаётся. Всё сожжено. Лишь пустая выжженная земля. Пустая душа... Мёртвая душа... Она о человеческой природе, а также о том, какие же сволочные твари иногда встречаются на нашем жизненном пути. Или могут встретиться. В любом возрасте.



В данной книге этот возраст замер на прелестной отметке одиннадцати лет. Возраст, когда мальчики ещё не интересуются девочками, но забавляются различными играми, много фантазируют, ищут приключения на свою голову и всеми силами стараются показать взрослым, что они уже выросли и могут быть самостоятельными. Возраст, в котором любой ребёнок осознанно начинает идентифицировать себя в этом пропащем мире. И здесь как никогда важна помощь и поддержка родителей. Их понимание и способность направить своё дитя по верному пути, дать нужный вектор, расставить по своим местам жизненные приоритеты и ориентиры. Это основополагающий момент. Главенствующий! Без этого никак. Несмотря на обстоятельства, ни в коем случае нельзя оставлять ребёнка наедине с собой и окружающим его миром, в котором нет числа опасностям и соблазнам, подстерегающим его. Его нужно слушать и слышать, уделять ему время и внимание, отвечать на его расспросы и давать пояснения своих и его поступков. С ним в обязательном порядке нужно говорить и пытаться понять! Не лезть к нему в душу, но хотя бы познакомиться с ней. Быть чутким(-кой) и внимательным(-ной). Так сложилось, что у неплохого парнишки Чарльза Креншоу нет отца, которого он потерял в ещё более раннем возрасте. Он лишён необходимой крепкой мужской руки, отсутствие которой неминуемо даёт о себе знать. И всё предшествующее истории, описанной в книге, время он со своей мамой Хелиной вынужден был скитаться по разным домам и гостиницам, так как они были бедны. И такое положение не могло не сказаться на его чувствах и характере. Его постоянно гложет мысль о том, что у них нет ничего своего, что всё время нужно под кого-то подстраиваться и подчиняться. Ведь они везде чужие.



Хелина Креншоу. Женщина под сорок. Вдова. В одиночку воспитывает сына. Эта особа из-за своего поведения и граничащих с предательством поступков вызывала у меня только отрицательные чувства. Дама, которая думает только о собственном благополучии. Конечно, я согласен, что та ситуация, в которой она оказалась, была до невозможности сложной, выматывающей и высасывающей все внутренние психологические и физические силы. Матерям-одиночкам всегда сложно. Тем более, когда не имеешь стабильного заработка, со старым имуществом нужно расставаться, а вертеться, чтобы прокормить себя и своего отпрыска, приходиться как хомяк в колесе. Это факт. Поэтому я могу понять ту линию поведения, которую она волей-неволей избрала в отношении Джозефа Хупера и его сына. Но никак не принять. Это было противно. Всё моё нутро противится такому поведению и заигрыванию перед ними. Родной сын всегда должен стоять на первом месте! Как бы тяжело не было. А ещё эти её постоянные «миленький», «бедненький», «глупенький», «детка». Бр-р-р-р. О ней я мог бы выразиться только в нелицеприятной форме, потому что нельзя не слушать своего родного сына, не прислушиваться к нему. Она создала глухую стену, через которую он никак не мог пробиться и найти у неё поддержку. Нельзя так! Ей нет оправдания... И ведь не скажешь, что она не любит сына. Любит, но обстоятельства её жизни были выше неё.



Джозеф Хупер. Мужчина немножко за пятьдесят. Вдовец. В одиночку воспитывает сына. Абсолютно блеклый, безвольный и невзрачный персонаж, который совершенно не раскрывается на страницах романа. Этакое серое пятно, которому всё безразлично. Второстепенный герой, которого сломала потеря жены. Ведь она могла справляться со своим отпрыском. В отличие от него. Он любил жить тихой размеренной жизнью, в которой всё течёт своим чередом. И рядом есть женщина... Поэтому он принимает к себе на работу миссис Креншоу, которая переезжает к нему в поместье вместе со своим сыном.. Человек, который в детстве питал ненависть к своему отцу (известного коллекционера и богатому человеку) и его увлечению бабочками, и от которого ему в наследство осталось старое поместье «Уорингс», центром которого был красно-кирпичный дом. И рододендроны вдоль дороги, ведущей к нему. Ах! Но всё равно, несмотря на это, место мрачное и не сказать, что сильно ухоженное. Поместье, которое окружает чаща, переходящая в суровый и непроходимый лес, который сыграет в романе очень значимую роль.



Эдмунд (какое противное имя) Хупер. Мерзотный пацан. Настоящий лицемерный подонок. Скользкий хитрожопый тип. Трусливая сволочь. Больной ублюдок. Гнусный выкидыш, который ничего не может дать миру, отцу и, прежде всего, себе. Я всегда поражаюсь тому, как земля носит таких индивидуумов. С первого же своего появления ничего кроме злости и ярости он не способен вызвать у читателя. И дальше эти эмоции лишь усиливаются. А последняя его мысль, описанная в романе является настоящим убийством всему светлому и доброму, что ещё сохраняется на этой планете в мире людей. Вот она вызывает настоящий ужас. От неё невольно содрогаешься всем телом. Именно в ней во всём своём упадническом величии раскрывается вся сущность этого мальчика. Олицетворяет его. И остаётся лишь один вопрос: что же с ним будет дальше?



Автор на страницах романа изобразила во всей красе чуть ли не все страхи, присущие детям в этом нежном возрасте. Здесь вам и встреча с внезапно напавшей вороной (привет, Дафна ДюМорье), и трупы животных, и кошмарные сны, и страх перед новой школой (и нежелание покидать старую со всеми друзьями), и страх напакостившего ребёнка перед родителями и наказанием, и боязнь высоты и темноты в замкнутом пространстве, и немеркнущее предчувствие остаться в одиночестве... В общем, много чего. И такого знакомого всем нам. Все мы чего-то боялись в одиннадцать лет и всем нам интересно ещё раз окунуться в тот возраст. Благо, Сьюзен Хилл очень ярко, живо и изумительно точно и тонко преподнесла нам всю «внутреннюю кухню» одиннадцатилетнего мальчишки, его мотивы поведения, его мысли и поступки, его комплексы и желание иметь слышащих родителей и верных друзей, которые никогда не предадут и поддержат, придут на выручку. Со всеми перечисленными выше страхами. Мы можем проникнуться парнем, которого зовут Чарльз, и посочувствовать ему. Ведь хороший же ребёнок. С потенциалом. Его добродушие, разнообразные интересы и таланты не могут не вызывать симпатию и уважение, но читателям не понять, почему он всё всегда держал в себе. И хоть автор подробно разложила по полочкам причины такого поведения, всё равно не можешь их принять.



Планомерно развивающийся сюжет со всё возрастающим накалом бьёт наотмашь, даёт пощечину такой силы, что ещё долго оставляет после себя привкус крови и чего-то тухлого во рту. Ведь гнилых поступков, фраз, подначек и провокаций в книге более чем достаточно. Напряжение во время чтения книги буквально материализуется и становится осязаемым. Его можно почувствовать. Его нужно прочувствовать. Россыпь образов доставляет. Описания природы красивы и идеально дополняют животную сущность некоторых персонажей. Идеально показаны отношения между героями, их антипатия друг к другу. Читатель с каждой новой страницей всё сильней и сильней погружается во мрак и безысходность рассказываемой истории. «Я в замке король» — это жестокая камерная драма о столкновении двух мальчиков с разными характерами, изображённая в английских реалиях, которую просто необходимо читать всем: родителям, детям, бабушкам, дедушкам, братьям, сёстрам... И не просто читать, а делать выводы, чтобы в дальнейшем не допустить... Также хочу сказать, что просто выдающийся, преподнесённый со страшной отрешённостью, психологизм прилагается! Потрясающей глубины произведение.

Danke für Ihre Aufmerksamkeit!
Mit freundlichen Grüßen
А.К.

Книга прочитана в рамках 30-го тура игры «Назад в прошлое».

Комментарии


Я, пожалуй, к тебе сюда еще вернусь, тоже хочу перечитать в ближайшее время)


Что ж, удачного перечитывания. )) Думаю, не разочаруешься. ))


Спасибо) и я так думаю)


Думала-думала-думала (на мотив известной песни группы "Руки Вверх") ))))))
Вот такая вот история. ))


ты куда пропадаешь постоянно?(


Ищу внутреннюю гармонию посредством музыки и сериалов. )))
Соскучилась? )))


переживаю;))
но если дело в этом, то хорошо)


Приятно, что не забываешь и переживаешь. Спасибо! )))
3f9beee74f1c05c5a87f0677ff1e9119.gif


а ты думал!;))))


Да я, собственно, и не сомневался в тебе, Насть. )) Книжные черви-народ дружный, чуткий и заботливый. )))
Но всё равно приятно. ))


мы такие)))


"Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг!
Ты мой друг, и я твой друг,
Старый верный друг!" (С)

Я вновь не удержался. )))


а зачем сдерживать хорошие порывы?))


Вот-вот, незачем!!! )))


Хоть все бросай и беги читать


Я шикарен, книга шикарна, так что мешает!? )))) Бегом марш! )))


Хорошо описал эмоции,я такие книги и люблю и ненавижу,сложно,когда из тебя весь негатив выдергивают,когда практически на каждой странице трясёт от злости и ненависти.
Мамаша просто не мамаша...
А Эдмунд просто урод..


Спасибо! )) Я люблю такие книги и ненавижу таких героев... Сейчас читаю книгу с самым мерзким и отвратительным персонажем, который мне только встречался...


Кто же там такой отвратительный,заинтриговал)))


Главный герой книги "Пока ты спал" ("Консьерж"). Мразота просто невероятная. Придушил бы его, предварительно подвесив за яйца!


какой ты злой можешь быть)))


Могу, если субъект этого определенно заслуживает. Я за то, чтобы оценивать по заслугам. Если прочитаешь книгу, то поймешь, почему я это написал. Тот мерзкий **людок заслуживает еще и не такого! ))


Сашкина разозлили..))))


Очень! ))


ну там это не злись)))


Уже отошёл и забыл. )))


))))
ещё бы год прошел с того времени))
мы с тобой редковато "видимся")))


А экранизацию не смотрели? Финал там формально тот же, но и принципиально иной.


Нет, не смотрел. Не довелось. Но, может быть, когда-нибудь и посмотрю. Спасибо, что упомянули. Ранее о ней не слышал.


Замечательная рецензия! Вот вы упомянули о том, что опять встретили дождливую книгу. Скажите, а в каких еще произведениях вам случалось окунуться сознанием в холодную сырую погоду?


Со всем согласна! Прочитала на той неделе, до сих пор не могу отойти... Вообще давно заметила, что коротенькие повести чаще душу бередят и запоминаются куда сильнее, чем огромные фолианты. По поводу родителей героев, мне вот мать Киншоу была даже отвратительнее, чем Хупер. Со второго уже ничего не взять, он в свои одиннадцать уже законченный психопат и садист. С детским психиатром ,возможно, у него бы еще был шанс, но к специалисту его, увы, никто не поведет. А вот поведение матери куда страшнее элементарно тем, что последствия те же, что и от изощренного морального насилия, а типаж в жизни куда более распространенный и чаще встречаемый(( Имхо, любила она только себя, а за сына держалась как за потенциально единственную соломинку в будущем (если личную жизнь так и не удастся устроить). А в поместье, где на горизонте замаячил богатый мужик, ребенок для нее окончательно стал обузой, которая под угрозу ставила их там прибывание, поэтому она подсознательно запретила себе его слышать и замечать, что он страдает. Меня именно ее последняя вслух(!) высказанная фраза в клочья порвала ( что-то типо "Эдмунд, миленький, не смотри туда!"). От родного сына она отказалась и вычеркнула его еще при жизни, чтобы "не выделять", и начала лицемерно холить и лелеять его, по сути, УБИЙЦУ!... Каким бы холодным и равнодушным к своему отпрыску ни был Хупер-старший, ни о каком реальном "равенстве" между детьми для него и речи не было. К приемному можно хорошо и с терпением относиться, но свой - это СВОЙ.


Вообще давно заметила, что коротенькие повести чаще душу бередят и запоминаются куда сильнее, чем огромные фолианты

Есть такое.



мне вот мать Киншоу была даже отвратительнее, чем Хупер.

Боль, причиняемая родителями, бьёт сильнее, чем боль от поступков незнакомых. Она была отвратительна. Но всё равно мне было её жалко.



К приемному можно хорошо и с терпением относиться, но свой - это СВОЙ.

Несомненно.
Может, если бы ей удалось устроить личную жизнь, то с отношением и воспитанием сына было всё по-другому? Просто кого-то жизненные обстоятельства ломают, а кто-то остаётся сильным. Она сломалась и выбрала то, что выбрала.


Я просто понять никогда не смогу, как между своим ребенком и чем-угодно еще можно выбрать НЕ ребенка. Это не про силу-слабость, абсолютная любовь и ценность своего дитя природой обусловлена. Для ребенка мать - это весь мир. Взрослые на себя руки накладывают, когда понимают, что миру они не нужны, в какое отчаянье маленького человека это чувство приведет, я даже представлять боюсь... Имхо, это не выбор, это преступление ради своего комфорта и регулярной половой жизни.


И я не смогу. Но кто-то другой сможет. И выберет. К сожалению.
Природа многогранна. То, что работает у животных, движимых только инстинктами, не всегда работает с людьми.
Для ребёнка — да. Но, опять же к сожалению, не для каждой матери ребёнок — весь мир.
Думаю, это не описать словами. Ужасное, ужасное.
Нет, это выбор, но выбор преступный, аморальный.