Больше рецензий

6 марта 2017 г. 17:49

357

4

Книгой заинтересовалась, прочитав рецензию на неё одного из друзей, чье мнение касательно освещения вопросов древней истории мне всегда интересно. В принципе, тот факт, что автором является телеведущий и популяризатор науки и «родной» (для итальянцев) истории, безусловно определяет характер повествования - на лицо некоторая поверхностность, предельная «усредненность» исторического материала и удручающая тенденция считать своих читателей полными недоумками, не способными понять поданную информацию иначе как постоянными параллелями с современным обществом (тем более, что параллели-то эти часто весьма кособокие, а то и просто идиотические:

Низкорослое население, в основном молодежь… То же самое сегодня можно наблюдать в странах третьего мира. Траянов Рим, значит, можно тоже отнести к этой категории?

Это шутка, и здесь полагается «смех за кадром»???
Тем не менее видно, что написано все это большим патриотом и энтузиастом своего дела (археологии то есть), жаль только, что, как это часто бывает с «узконаправленными» специалистами, они так пристально вглядываются в предмет своего увлечения, что не замечают (и не хотят замечать) ничего иного, даже если это непосредственного касается их излюбленного «предмета». Но в конце концов автор не замахивается на многое, а ограничивается своего рода этакой словесной «съемкой скрытой камерой», что ему, как археологу, по-моему неплохо удается - вся описательно-бытовая сторона весьма основательна и интересна – лично мне понравились главы по антропологии и римской кухне – не описание пиров обжор-извращенцев, а именно поварского искусства, пищевых ингредиентов той поры и заковыристых рецептов, отведать тамошних деликатесов мне как-то не захотелось, но не восхититься талантом повара, сумевшим нафаршировать соловьев бог знает сколькими всякими разностями, просто не возможно (они ж меньше воробья – соловьи-то!)…Вообще меня всегда поражала эта странная привычка древних римлян «пробовать на зуб» все прекрасное - не услаждать зрение, глядя на красивых птиц, - или слух, слушая соловьев, а пожирать их, тэкскзать буквально «потреблять красоту», как Тартюф – надо надеть халат, чтобы лучше слушать музыку? Грубый народ, чего уж тут…А вот обычная еда «среднего класса» вроде ничего так, кажется вполне вменяемые и даже полезные классические продукты современной итальянской кухни (хотя будем уж смотреть правде в глаза – описываемые заведения общественного питания всё-таки, если переводить их на наш современный язык, это как бы уж скорее «фаст-фуд», а не кафе: культура кафе, как её знали на Востоке и узнали в конце 17-начале 18 веков в Европе, все же несколько иная).
Если автор явно является патриотом и ценителем итальянской кухни, то к итальянской моде он явно дышит ровно - тут ведь можно было бы развернуться гораздо более интересно, нежели схематическое описание классических стандартов римского костюма - в частности не могу не отметить, что утверждение о том, что «ни один римлянин не выйдет из дому без тоги» на описываемый исторический период уже давно было не актуально, все уже давно носили в повседневной жизни более удобную греческую одежду, тогу носили только в самых исключительных, официальных случаях - на инициации, в сенате, на приеме у императора (может быть).
А вот упоминание кружевной салфетки ввело в ступор - *мрачно* очень, просто очень надеюсь, что это косяк переводчика, что автор имел в виду, например, вышитую салфетку, иначе ему придется предъявить сохранившийся образчик древне-римских кружев и перевернуть всю мировую историю развития ткачества…

Рассказ о структуре системы образования достаточно обстоятелен, но все же не полон, почему-то не указано, что для завершения полноценного («высшего» по нашим меркам) образования в обязательном порядке необходимо было посещение Афин и слушание лекций местных ученых-философов, для того времени это все равно что Оксфорд или Гарвард (мы же любим современные аналогии), без этого ты так бы и считался полунеучем со своим «домашним образованием».

Живописания представлений в Колизее – этом Освенциме и Дахау античного мира – и сексуальных пристрастий древних римлян явно является настоящей доминантой книги: оно и понятно - эрос и танатос, вечные темы, надо же привлекать широкого читателя, в этом плане автор по счастью не стал впадать во фрейдистский маразм а-ля Киньяр, а ограничился незатейливыми литературными фантазиями. Хотя попытка отмазать римлян от садизма, веками творимого на цирковых аренах, лично у меня энтузиазма не вызвала…Потому как массовые человеческие жертвоприношения (массовые жертвоприношения животных в этом контексте чем-то исключительным даже уже и не считаются) на государственном уровне вводились только римлянами (да может ещё ацтеками, но там лютовала вроде только каста жрецов, для которых "цель оправдывала средства", а здесь было задействовано все население), причем вводились сразу же на всех новозавоеванных территориях в обязательном порядке как непременная часть римского менталитета и проявления лояльности римской власти (достаточно вспомнить, что греки не терпели даже прямого показа в театре сцен насилия, описываемого в их трагедиях, и долго сопротивлялись посещению цирков)…В таком контексте данное «мероприятие», вполне очевидно пробуждающее в людях их худшие, звериные инстинкты, можно рассматривать уже не как «поднятие рейтинга», а как официальную политику, своего рода «государственную программу», а это уже о чем-то говорит.

А вот чего я никак не могу одобрить в нашего ученого сеньора, так это попытку объяснять суть рабовладельческого общества в книге, явно изначально не предназначенной для таких тем. Вопрос сложный и объяснения нельзя свести к тем примитивным и прямолинейным «трем фразам», какие приведены здесь, по этому поводу написаны десятки исследовательских монографий, и причем мнение историков и политэкономистов по этому вопросу постоянно меняется. Зачем вливать в уши такую лютую ересь:

Возможно, нам удастся привести более подходящий пример. Это электробытовые приборы и все средства, созданные техническим прогрессом для придания комфорта нашему существованию. В нашем доме они выполняют те же обязанности, которые в прошлом были возложены на рабов. В некотором смысле технический прогресс заменил рабов "роботами"

«Кто будет слушать слова раба?» - так ведь как бы иногда охотно и слушали - например, когда язычники-рабы доносили на господ-христиан или во время проскрипций и прочих гонений раб всегда оказывался весьма желанным свидетелем против господина, от которого кому-то очень надо избавиться. Сам институт рабства постоянно менялся, Адриан, например, законом запретил продавать семьи по раздельности друг от друга, или продавать людей в качестве гладиаторов в цирк (т.е. гладиаторами могли становиться только по собственному желанию).
Не все так просто было и с либертинами – почему бы не упомянуть, что начиная с Клавдия практически все высшие управленческие административные должности в империи (самые доходные то есть) находились под контролем императорских вольноотпущенников, которые назначали правителей провинций, контролировали потоки финансов и т.д., то есть после императора это были самые влиятельные люди в государстве. Вроде тоже мелочь, но разговор же о социальной лестнице здесь все-таки идет, а это была весьма существенная сфера власти.

Похихикала над этим пассажиком:

Конечно, это военная добыча, это грабеж, но говорить так — справедливо лишь отчасти. В древности военная добыча была неотъемлемой частью военных завоеваний, тяжким последствием поражения. Но, в отличие от многих народов, римляне не разрушали все произведения искусства побежденных, как это делали, к примеру, конкистадоры. Часто они привозили их в Рим, чтобы восхищаться ими и почитать: ведь они считали Грецию подлинной родиной культуры античного мира. А себя — сыновьями и наследниками этой великой цивилизации….. Совершенно иначе вел себя Наполеон. Его поведение можно охарактеризовать как чистой воды разграбление, в полном противоречии с принципами "свободы, равенства и братства", декларировавшимися породившей его культурой, вразрез с содержанием "Декларации прав человека", провозглашенной несколькими годами ранее. Многие из этих украденных в первую очередь в Италии и так и не возвращенных произведений сегодня как ни в чем не бывало красуются среди экспонатов Лувра.

Не, я конеш все понимаю, для итальянцев наверное это больной вопрос, но мне, как человеку со стороны, не совсем понятно, почему Наполеону нельзя вывозить награбленную военную добычу (есессно чтобы восхищаться ею, а не разрушать) а древним римлянам можно??? А уж как любил Древнюю Грецию Адольф Алоизович! И тоже «почти ничего не разрушал», только все вывозил, чтобы восхищаться и любоваться. К тому же на счет того, что римляне «ничего не разрушали» лучше не углубляться в тему, а то тоже можно много компромата накопать. Что это вообще за двойные стандарты? Но при всем при том своего рода «правоприемником» греческой культуры, её определенным транслятором на варварские территории Римское государство безусловно являлось, в чем и заключается одна из главных историческая роль данной цивилизации.

Подытоживая сказанное, можно сделать вывод, что в качестве научного труда книга часто промахивается, ко многому можно придраться, однако в качестве популяризаторской литературы она выполняется свое предназначение почти на «все 100», такие книги, как работа Анджелы или произведения Гаспарова весьма полезны.

Комментарии


>странная привычка древних римлян «пробовать на зуб» все прекрасное
Я так понимаю, главная причина была не в прекрасном, а в редком, дорогом и экзотическом. Надо же было куда-то девать деньги и как-то выпендриться перед товарищами. Ну, и нового хотелось, как и всем людям, вот и "сходили с ума оттого, что им нечего больше хотеть".

>этом Освенциме и Дахау античного мира
Ну, эт вы преувеличили! Авторы двух прочитанных мною книг про гладиаторов с вами не согласны :)

>Зачем вливать в уши такую лютую ересь
Да уж, сравнение ппц. Но не такая уж и ересь. Только недавно попадалось (у Валлона, вроде) высказывание кого-то античного про то, что "мы, мол, отказались бы от рабства, если бы всё делалось само по себе". Практически то же самое, что и ваша цитата, только наоборот.

А книжица, безусловно, нужная, раз увлекает людей Древним Римом. Хотя меня во время чтения подташнивало от "фансервиса".


Да, понятно, что редкое и дорогое, только почему все редкое и дорогое надо "пробовать на зуб", вот что загадка? На ладно павлины, они и правда съедобные, но соловьи?! Ведь слушать их куда приятней, чем есть...Не понятно:(

Ну, эт вы преувеличили! Авторы двух прочитанных мною книг про гладиаторов с вами не согласны :)

Про гладиаторов я не спорю, слишком спорный и многогранный вопрос, которым я хорошо не владею...Только помимо гладиаторов там ведь сотнями тысяч гибли безоружные люди, реальные и мнимые преступники, военные пленники, инакомыслящие да в принципе любой человек, не имеющий римского гражданства, мог по чьему-либо произволу закончить свои дни на арене в пасти льва, тигра и т.д. И таких было возможно даже больше, чем профессиональных гладиаторов. Достаточно вспомнить описания т.н. "игр" после похода Траяна, когда на арене за несколько дней были растерзаны несколько десятков тысяч безоружных пленных даков. Это как-то трудно связать с героизмом, "воинской доблестью" и т.д., это просто банальное массовое человеческое жертвоприношение, такое же как и ацтеков, только последних вполне естественно осуждают, а здесь вроде как из серии "ну таковы уж были нравы"...И причем без этих массовых человеческих жертвоприношений все почтеннейшим гражданам империи была просто жизнь не мила, т.е. абсолютно осознано государством взращивается совершенно извращенная психика своих граждан...И автор книги кстати вполне адекватно описывает эту часть жизни римлян, я просто так охарактеризовала лично свое отношение к этому вопросу. И вообще, чем больше узнаю подробностей о Римской империи , тем меньше ей симпатизирую, хотя, конечно, её объективные достижения и заслуги отрицать весьма глупо.

Только недавно попадалось (у Валлона, вроде) высказывание кого-то античного про то, что "мы, мол, отказались бы от рабства, если бы всё делалось само по себе". Практически то же самое, что и ваша цитата, только наоборот.

Да глупость конечно очевидная, иначе можно подумать, что от рабовладельческой формации Европа сразу же перешла к индустриальной и постиндустриальной, что очевидно не так (да и про современное рабство тоже не упоминаю, ибо вопрос не по теме и не на одну-две фразы)


>но соловьи?! Ведь слушать их куда приятней, чем есть...
Как веган я с вами соглашусь :) Но слушать их та ещё пытка, если соловей живёт на дереве за окном и орёт всю ночь как резаный. Идея съесть соловья, наверное, впервые пришла в голову замученному еженочными трелями злому и невыспавшемуся римлянину :)) У Апиция, кстати, вроде, никаких соловьёв не было. Откуда, интересно, эти сведения?

В гладиаторах я тоже не спец. Только-только занялась чтением на эту тему, поэтому и ссылаюсь на авторов (один из них плагиатил у другого, поэтому они два в одном лице:). Судя по тому, что я прочитала, основное зрелище обеспечивали всё-таки профессионалы. А казни, так, развлечение. С одной стороны, конечно, такие зрелища взращивают психопатов. С другой, когда в нашем мире мужчину, мучавшего, убившего и съевшего десятки девушек присуждают к психушке, а мамашу-соучастницу и вовсе выпускают через несколько лет (вики), я начинаю понимать римлян.


У Апиция, кстати, вроде, никаких соловьёв не было. Откуда, интересно, эти сведения?

Откуда-то из "общих мест" - то ли у Сенеки, то ли у Плиния:)))

Судя по тому, что я прочитала, основное зрелище обеспечивали всё-таки профессионалы. А казни, так, развлечение. С одной стороны, конечно, такие зрелища взращивают психопатов.

Возможно, я такими подробностями статистики конечно не владею. Понятно, что римляне не были чем-то особенным и уникальным в плане различных измов человеческой психики, достаточно вспомнить те же публичные казни в Европе (аж до 19 века) , напрягает именно то, что этот садизм подавался именно как развлечение, как своего рода продолжение театральных постановок (в отличие от "показательной порки" тех же казней, хотя, конечно, для народа это все равно было развлечением).
Если интересуетесь Римской империей, рискну порекомендовать книги Г. Кнаббе, лучше него в "открытом доступе" пока ничего не видела - там именно не скольжение по поверхности - деталям, цитатам и т.д.(хотя это конечно тоже весьма существенно), а проникновение в суть римского менталитета, и, например, очень интересное "препарирование" Тацита.


Нашла я про соловьёв! У Горация в "Сатирах" (2,3,242):

"Квинта же Аррия дети, двое известные братья,
Два близнеца по распутству, имели привычку в обеде
Каждый день блюдо иметь из одних соловьев! Неужели
Не сумасбродство и то?"

По "luscinia", "luscinias" и "luscinios" ничего "съедобного" больше не нашлось. (гугль такой гугль... мухоловку?("пеночку фиговую") перевёл как "инжир-людоед":)
В общем, как всегда попсятники слегка преувеличивают. По такой логике русские кошек едят. Ели же во время блокады Ленинграда? Ну вот.

Кнабе, да, интересный, но в сети я не нашла полного варианта его "Древний Рим - история и повседневность". Не люблю "огрызки", поэтому так и не дочитала, а хотелось... Может, знаете, где взять?

А вообще, судя по рецензиям, у нас с вами до смешного противоположные вкусы. Только "трояк" Сенеке совпадает, но и тот поставлен по разным причинам... Может, дело в том, что я греков "люблю" - как вы римлян ;)


А да, вполне может быть, просто взгляд на цивилизацию с разных сторон, поэтому и оценка разная (хотя "Энеиду" и Лукреция я люблю намного больше, чем Гомера).
На счет Кнабе - лучше ищите вот это
https://www.ozon.ru/context/detail/id/29950017/
Там куда более полное и глубокое описание римской цивилизации, например причины завоевательных успехов римлян, меня он убедил. В эл. виде скорее всего такого талмуда нет, значит надо искать по интернет магазинам, букинистическим, библиотекам. Кучеряво конечно получается, но оно того стоит -до сих пор жалею, что не нашлось никого, кто так же всеобъемлюще экзистенциально написал бы о греках, все только какими-то кусками, либо на русском не доступно.