Больше рецензий

1 марта 2017 г. 15:17

1K

3 Кто же эта женщина, Сири?

Я помню, что на Пасху мы пошли в церковь святить куличи, так вот священник своей метёлкой побрызгал над всеми, куда попал, туда и попал.

Так и Сири, тут побрызгала, там попрыгала, нагородила огород из научных терминов и закончила ничем.
История такая: Сири Хустведт выступала с речью на второй годовщине смерти отца, и её вдруг затрясло. При этом на речь это не повлияло, Сири продолжала говорить, но при этом тряслась. Отсюда и название труда в оригинале "The Shaking Woman or A History of My Nerves", в дословном переводе звучащее как «Женщина, которую трясёт или история моих нервов». Переводчики решили сделать упор на красивое звучание и некий каламбур, в то время как фраза из оригинала названия «женщина, которую трясёт» проходит красной нитью через всё произведение.
Пытаясь понять, что это была за тряска, Сири конструирует внутренние диалоги с психологами, психиатрами и психотерапевтами (не без помощи реальных психологов, психиатров и психотерапевтов), приводит различные истории болезней других бедолаг, где наблюдались схожие симптомы или около того.
Постепенно, распутывая этот терновый клубок, Сири вспоминает, что неплохо так галлюцинировала в детстве (розовые человечки на слонике), помимо этого она слышит голоса, а ещё у неё мигрень, сопровождающаяся озарениями, тошнотой и непереносимыми болями, а трясло её не раз и не два, и при разных обстоятельствах. Неплохо, да? И две из её трёх сестёр тоже слышат голоса, и её дочери кто-то что-то нашёптывает. Странно всё это.

Я помню, что однажды мне стало плохо в картинной галерее.

Стоит отдать должное труду Сири, ведь она не просто награфоманила своего имхо, а честно перелопатила около 200 источников, которые с чистой совестью и указала в конце книги. Поэтому между повторяющимся рефреном «так кто же эта женщина, которую трясёт?» и переосмыслением своего прошлого, мадам Хустведт упоминает очень интересные вещи. Например, синдром Стендаля, при котором припадок может вызвать произведение искусства (в моём случае это «Явление Христа народу» А. Иванова). Или же Шарко и его душ для лечения истеричек, который сегодня за большие деньги лечит не истерию, а жопный целлюлит.

Я помню, что когда я была подростком и первый раз посмотрела «Искусственный разум», то в конце разрыдалась от нахлынувших чувств. Это был первый фильм, который вызвал у меня слёзы.

Сири подвергает сомнению теорию о том, что машина может служить адекватной моделью человеческого сознания, и говорит, что компьютеру не хватит эмпатии, чтобы подменить собой человека. На разные лады Сири отстаивает точку зрения, что мы не есть жесткий диск, который с появлением на свет записывает информацию извне, ей ближе теории Декарта, Аристотеля и Платона о помнил, но забыл. Это всё, конечно, хорошо, но ни одно из этих рассуждений ни на йоту не приближает нас к разгадке тайны, «так, чёрт возьми, кто же эта женщина, которую трясёт?», поэтому Сири ничего не остаётся, как завершить книгу констатацией факта, коротко и ясно: «Я женщина, которую трясёт».

P.S. И как бы тебя ни трясло, помни, что

картинка Felosial