Больше рецензий

28 февраля 2017 г. 19:27

459

5

Эта книга не отпускает меня. Смело могу сказать, что это одна из самых тяжёлых книг в моей жизни. Я не одолела ее с первого раза. Мне порекомендовали "Благоволительниц" в отзывах к книге И.Немировски - французской еврейки родом из России, погибшей в концлагере. Следом я сразу же прочла "Книжного вора" Зусака. И на волне интересера к другим сторонам Второй мировой взялась за Литтелла.

Немудрено, что что-то пошло не так. С первых же страниц меня залило нечеловеческим ужасом, который я принялась проецировать на себя и свою семью - в Израиле как раз были дни памяти жертв Холокоста. Читать я перестала, но думать - нет, и поэтому вернулась к книге. Во второй раз я ее осилила. Не могу сказать, что я этому рада. Для меня эта книга в одном ряду с "Детьми Арбата" А.Рыбакова - после его трилогии мой мир перестал быть прежним, я открыла себе самое дно сталинизма, его самые уродливые грани. А "Благоволительницы" показали мне такие ужасы фашизма, которые я и представить не могла.

Говорить про эту книгу можно долго, рассматривать её со всех сторон, благо автор поднимает очень много морально-этических проблем. Про главного героя романа - Макса Ауэ - написано много и хорошо до меня. От себя добавлю, что он прочно ассоциируется у меня с Тиффожем, главным героем романа М.Турнье "Лесной царь". Начиная с того, что оба они не совсем нормальные люди, травмированные еще в детстве, и заканчивая их мирным сосуществованием с фашизмом - оба неплохо устроились и были по-своему счастливы. Отличие только в том, что Тиффож на самом деле не до конца понимал, что происходит, т.к. жил в фашистком тылу. А вот Макс Ауэ, которого в начале романа мы видим немного странным юношей, к концу произведения предстает перед нами свихнувшимся эсэсовцем, находящемся всю дорогу в гуще событий. Литтел мастерски описывает горячечный бред героя после его ранения. Думаю, именно тогда Ауэ свихнулся окончательно, иначе мне трудно хоть как-то объяснить его спокойно-отстранённое отношение к происходящему и даже извращённое сочувствие к людям, существующим в нечеловеческих условиях в лагерях смерти.

Последняя часть романа, на мой взгляд, полностью подтверждает версию о ненормальности героя: дом сестры, отряды детей-убийц, букнер Гитлера, преследующие Ауэ полицейские на фоне падения Берлина - всё происходящее нереально, но оторваться от описания событий невозможно. Выдвину версию, что с хитростью, свойственной всем умалишённым, Ауэ украл документы и одежду своего единственного друга и затаился где-то в развалинах, чтобы потом выбраться из города и спастись от смерти.

Я специально не останавливаюсь на шокировавших меня описаниях в романе, т.к., по большому счёту, весь роман - это сплошной ужас. Я хочу написать о тех лучах света, которые всё же есть в книге.

В первую очередь, это доктор Фосс- лингвист, которого Ауэ встречает на Кавказе. Именно Фосс отчаянно-смело говорит о несовершенстве теории рас:

... у расистской антропологии нет теории. Она выделяет расы и создаёт их иерархию, не опираясь ни на какие критерии. Все попытки биологических обоснований провалились.

Что до генетики Менделя, она даёт прекрасные результаты в опытах с простыми организмами, но к человеку практически не применима. Вот какова истинная картина, и поэтому тем, кто формулировал наши знаменитые рассовые законы, не к чему апеллировать, кроме различий в вероисповедании наших прадедов!

Учитывая ситуацию, это была крамола, сравнимая с утверждением Коперника в век инквизиции.
К сожалению, Фосс нелепо погибает, но, скорее всего, если бы узнали о его взглядах, то участь его была бы в любом случае предрешена.

Второй впечатливший меня герой (вернее, героиня) - это Хелена, девушка, с котрой Ауэ познакомился в Берлине. Он изначально инстинктивно чувствует пропасть между ними, знает, что не может дать Хелене то, в чём она нуждается и чего заслуживает. А она не понимает этого, ведь для неё Ауэ - молодой образованный офицер, герой сталинградской битвы. Хелена приходит ухаживать за больным Ауэ, а тот направляет на неё всю свою злость, т.к. для него Хелена - олицетворение невинной нормальности и неосознования происходящего. Несмотря на жестокое прозрение, хелена не отворачивается от Ауэ, и продолжает ухаживать за ним. Думаю. таким образом она пытается искупить грех, которые совершила не она, но по воле судьбы причастна к нему. Эта девушка для меня - олицетворение сегодняшней Германии, которая покорно искупает грех фашисткого прошлого.
В заключение хочу сказать, что не знаю, имею ли я право рекомендовать этот роман к прочтению. Это очень непростое и тяжёлое произведение. Читайте его, если не боитесь знать. Читайте, чтобы помнить. И не читайте, если боитесь заглянуть в глубину души и честно ответить себе на вопрос, кто был виноват в произошедшем.

Мои истории о "Благоволительницах":
https://www.livelib.ru/reader/digermanna/stories?from=usermenu