Больше рецензий

25 февраля 2017 г. 08:08

200

5 ----

Забабашкин В.Л. На шести сотках: Книга стихов/ худ. Ю.К. Ткачев. – Владимир: Транзит-Икс, 2015. – 64 с., тир. 250 экз. (С дарственной надписью)

Можно наговорить много пышных и высоких слов, но жизнь трагична по-любому.

Вадим Забабашкин не лирик в привычном понимании; то есть, он не изливает мысли и чувства в лирическую картину, высвобождаясь от внутренней смуты и гармонизируя ее. (Иные поэты ужасно много способны наговорить, патетично, велеречиво, непонятно, усложненно, подчеркивая собственную избранность, на котурнах: а как же, демиурги!). Вадима Забабашкина обычно причисляют к иронической поэзии; и правда, на сайте ironic poetry у него есть хорошие стихотворные подборки. Но если судить по тому, сколько, как и какими изобразительными средствами он пользуется, его можно отнести скорее уж к минимализму (есть такое поэтическое направление, представители которого так разочарованы в поэзии и в самой возможности быть понятыми, что уже и высказываться предпочитают покороче).

Он не многоглаголивый. Он выпаливает несколько строк, но таких разительных, осмысленных, что тебя поневоле охватывает тревога, боль, тоска, печаль, философическая оторопь, то есть, те же чувства, что и после хорошей привычной лирики. Стихи в общем невеселые, иногда желчные, остроумные, на контроверзах, непроизвольно смешные.

Обычно бонмотисты, забавники, остроумцы, пародисты, если издадут толстый том своих сочинений и читаешь подряд, наводят глубокую тоску, общее нерасположение к себе и раздражение. Попробуйте подряд, в большом количестве прочитать Сашу Черного, Козьму Пруткова, Жванецкого какого-нибудь – от их вечных усилий сострить скулы сводит, а сами они предстают позерами и ненатуральными какими-то марионетками; не кажется это искренней и органичной поэзией. Но Вадим Забабашкин всегда выпускает такие тонкие сборники, что не успеваешь заскучать, а только разохотишься. Он ведь не присяжный балагур, а едкий, хлесткий, отточенный поэт, выражается хоть и кратко, но так, что мало не покажется. Он достаточен, самодостаточен, тиражи маленькие, книги малоформатные, но обозначая, в определенном смысле, бессилие, невостребованность, редкоземельную исключительность подлинной поэзии в наши сутяжные капиталистические дни, он производит очень достойное воздействие – тонущего «Варяга» при всех вымпелах и знаменах. Пальба идет беспощадная, и сражается Вадим Забабашкин очень хорошо. А что вы предпочитаете пустобрехов и отставных общественных трибунов, привыкших красоваться на телеэкранах и в эфире, а Забабашкина не видите и не слышите (всего-то 250 экземпляров тиража), - так ведь это ваши проблемы. Вероятно, надо иногда в лес пойти, чтобы услышать настоящую певчую птичку, в провинцию двинуться, например, во Владимир.

Положение наше, и Поэзии тоже, плачевно не из-за электронных носителей информации, а из-за общей дегуманизации и даже растления личности. Забабашкин склоняется к религиозности, к вере, но как человек трезвый и здравый и здесь скептичен, так что читатель и над его максимами о Боге тоже прыскает со смеху. Там нет бесовщины, в его высказываниях, там общие нелады нашей повседневной жизни. Он подчас прибедняется, даже в названиях сборников («На шести сотках», «Узкий круг», «Тень от головы»), но в общем он поэт очень серьезный, не «местный» только – звезда, но не в галактике, а на периферии. Вы все-таки Вл. Вишневского-то забудьте, Иртеньева-то с Шендеровичем пропустите мимо глаз и ушей, потому что В.Л. Забабашкин определенно солиднее выглядит. Если есть возможность петь не в хоре, отчего не спеть?

https://www.livelib.ru/review/create/1002157378