Больше рецензий

24 февраля 2017 г. 18:02

1K

5 Когда ученик готов, к нему приходит учитель

Господи. Где эта книга была всю мою жизнь??!!!

До того я была знакома со Сьеррой по недочитанной книге "Заблудший ангел". Я взялась её перечитывать, как только за "Хозяином музея Прадо" последний раз мигнул экран читалки и теперь начинаю предполагать, а не были ли все резанувшие меня "гориллоподобные директора АНБ" и "жгучие чёрные глаза армянских шейхов" виною переводчика. В любом случае, хотя книга касалась одной из самых для меня интересных тем - ангелов Джона Ди, но перебор спецслужб и тайных заговорщиков заставил меня отложить книгу до "лучших времён", то есть до позавчерашнего вечера, который наступил спустя четыре года после первого штурма "Ангела". К "Хозяину" я приступала чуть скривившись, ожидая всё того же варварского великолепия сюжетов и тем. Гм, я не знаю антонима к слову "разочарование". Слова, которое точно обозначит состояние, когда ты не ждёшь хорошего, а вдруг получаешь одну из самых гениальных из прочитанных тобою книг.

Уже в начале Сьерра предупреждает, что это всего лишь книга о прогулке по музею с обозначением нового способа смотреть на картины. Все, кто надеялся на конспирологический экшен - вас предупредили, что экшена (слава Богу!) нет. Автор даже настаивает на том, что эта история произошла с ним в действительности и молодой герой, от чьего имени идёт повествование, так и представляется своему случайному знакомому - Хавьер Сьерра. "Доктор Луис Фовел", - отвечает тот. Верю ли я в то, что эта история реально произошла? Самое интересное, что мне хочется верить, как в реальность, так и в выдумку. В первом случае я получаю краешек реальной тайны, по которому прошел Сьерра и по которому могут пройти некоторые писатели, вроде Кристиана Жака, чья история упомянута в книге. Во втором - у меня на руках тонкая, умная книга, без заигрывания с читателем, давящая исключительно на "подумать", а не на "развлечь", плод ума тонкого писателя с развитым чувством вкуса, рай - для литератора.

При том, что центральный сюжет у книги один и вовсе не богатый событиями, однако темы, которые упоминает Фовел, проходясь по залам Прадо, вызывают рой мыслей и умозаключений. По сути дела, для того, чтобы и самому пуститься в подобное мистическое путешествие, требуется любой художественный музей и знания. Потому что Фовел не столько открывает молодому Сьерра тайны, сколько учит смотреть на картины с иной стороны. С мистической. Точно зная жизнь и работы авторов, можно найти те, где авторам было важно выразить не эстетический посыл, а религиозно-мистический. С момента первых рисунков на стенах пещер картины имеют исключительно прикладной характер. Некоторые картины художники пишут для того, чтобы открыть ими ворота между небом и землёю.

Сперва моим намерением было записать в рецензии практически все мысли, которые приходили мне во время чтения. Ангелы приходят к людям в человеческом облике? Давно известная вещь, упоминаемая даже в Коране, так как образ прекрасных юношей с двумя лебедиными крылами - это образ пусть прекрасный, но поздний. Они создают себе тела из сгустившегося воздуха? Вряд ли в средневековье могли более точно описать изменение молекулярной плотности. Лючия Бозе, к которой Сьерра пошёл делать интервью по поводу её музея ангелов? Вот это был абзац. И до того прерывалась раз двадцать, чтобы обдумать каждую новую мысль, но прилив адреналина от упоминания Бозе заставил меня вскочить и начать вышагивать по коридору взад-вперёд. Мать Мигеля Бозе, судя по всему один из источников вдохновения Альмодовара для создания образа Беки дель Парамо, актриса Кокто и Феллини. И она создательница музея ангелов. И она же - часть книги, которая как мешочек с потерянными кусочками паззла всё заставляет и заставляет меня собирать и дополнять общую картину мира. Мои чувства в тот момент хорошо бы выразила какая-нибудь американская девочка-фанатка, которая стала бы поводить растопыренными ладонями около шеи, повторяя: Oh, my God, Oh, my God, Oh, my God! Но в конечном счёте, пережив десятка два эстетско-интеллектуалных оргазмов, я решила забить на разбор каждой темы (I share my world with no one else) и просто познакомить с общей главной мыслью, к которой я пришла по мере чтения.

Плиз, если у вас глубоко материалистические убеждения, пропустите следующий абзац. Я являюсь сторонницей квантовой, а не ньютоновской физики, а также верю в многообразие миров и разные степени приближения к условной "реальности"."Хозяин Прадо", кстати, напомнил мне "Философский камень" Колина Уилсона, основательно отрихтовавший мне мозги в восемнадцатилетнем возрасте. Но если при вываливании всех теорий бессмертия подряд, Уилсону не хватило системы ("Вот, что значит отсутствие университетского образования: даже если университет не даёт знаний, он показывает методологию сбора и анализа информации", - Эдди улыбается прекрасно-мерзопакостной улыбкой, ясно давая понять, кому из моих субличностей полностью отошёл весь снобизм, отпущенный мне Богом), то Сьерра стал переходной точкой, тем, что я давно искала - объяснением как через искусство достигать Господа. Ну, или иных миров, если такая терминология для вас более предпочтительна. В принципе, выход из материального в иные миры, обычно соотносят с двумя способами. Религиозный - это медитации и самоограничение, путь, проложенный эмоциями, а не сознанием, путь открытый избранным. А также путь наркотиков, расширяющих сознание. (До "Хозяина" я попыталась почитать Тимоти Лири и только фыркала: "Мозги от наркотиков разложились". Так как там не было не только системы, но даже и фактов, одно сплошное словоблудиие.) Но наркотики - это не только путь открытый для всех, это ещё и "чёрный ход". Войти в него может кто угодно, но и отношение к нему будет у обитателей "дома" будет соответствующее - он тут лишний, пинаемый и презираемый, которому не будут открыты иные тайны, кроме тех, которые он увидит только случайно. Я уважаю всех, кто экспериментирует с сознанием, вроде Хаксли, Маккены, Хэнкока (но, видимо, теперь без Тимоти Лири), но в то же время понимаю, что путь этот не путь постижения, а путь случайностей (про Кастанеду и индейские практики я сейчас говорить не буду). Путь искусства мне кажется в этом отношении наиболее, как бы сказать... чистым. Это путь размышлений. Путь, где ты можешь контролировать, куда идёшь и зачем. И Фовел тихонько подталкивает Сьерра к этой мысли, к тому, как художники "открывали путь на Небеса". В своё время, начитавшись энного количества гримуаров, я задумалась о том, чем является заклинание. Это не просто формула, которую достаточно произнести, чтобы желание исполнилось. Существует некая "защита от дурака". Даже в практиках написано, что ты должен исполнять при этом то-то и то-то, чтобы всё сработало. То есть, если сравнить нашу реальность с компьютерной игрой, то недостаточно просто знать чит-код, ты должен совершить некие действия, чтобы тебе открылось это "поле для ввода чит-кодов". Постоянно повторяя для себя, что "Магия - это совершение определённых действий в момент определённого состояния сознания", я вдруг пришла к вопросу: а значат ли заклинания то, что они значат? Может, это всего лишь обозначения последовательных состояний сознания, которые нужны для обретения "могущества". Самый простой пример (практически без мистики). Многие из вас, кто сейчас всё-таки, несмотря на предупреждение, читает абзац, были в состоянии "всё удаётся". Вы точно знаете, что всё получится и всё реально получается. Хотели бы приходить в такое состояние по желанию? А ещё лучше - быть в нём постоянно? Предположим, вы в курсе, что к этому состоянию ведёт заклинание "абракадабра". Вы повторили его десять тысяч раз и пришли к выводу, что оно не действует. Но заклинание может значить исключительно последовательность состояний, которые ты должен пережить. К примеру, "аб" - состояние задумчивости, "ра" - состояние дикой зависти, "ка" - отрешённости ну и так далее. То есть каждое заклинание - это химическая формула психических состояний человека, которые открывают ему путь к здоровью (представьте, постоянный и действенный во всех случаях эффект плацебо), удаче, могуществу. И даже изменению мира. То есть процесс обучения мага - это обучение человека приходить в нужное состояние сознания и согласование значений одинаковых фонетических знаков в разных культурах. Но художникам даже не надо согласовывать фонетику! И тут главное - это понимание, как читать картину. Какой образ какое состояние должен вызывать. И картины Босха и Брейгеля-старшего, к которым молодого Сьерру подводит загадочный Фовел, так переполнены деталями именно для того, чтобы вести человека "от совы" по спирали к дальним краям картины. И если вы знаете "код", то есть знаете, какие чувства у вас должна вызывать сова, затем молодая пара в пещере и так далее по заложенному пути, всё будет зависеть от того, во что вы верите - верите ли вы, что Босх или Брейгель-старший знали этот путь, знали как вводить человека в изменённое состояние сознания, когда, хотя у него сохраняются мыслительные функции, он может видеть (а не воображать) иные миры, или не знали. И это действует с любым произведением искусства! Книги, симфонии, фильмы и компьютерные игры, скульптуры и комиксы. Каждое из них, воздействуя на сознание, должно вести за собой. Не факт, что обязательно к мистическим откровениям, но оно обязано вести тебя к чувствам, которые ты не можешь пережить в обычном состоянии. И чем сильнее, чем лучше продумано воздействие, чем больше в нём элементов, тем более это произведение великое. Фактически, Фовел уронил в руки Сьерры ключ - ключ как воздействовать на людей, как понимать искусство, как стремиться с земли к высшим сферам духа.

Абзац с мистикой закончился, вернусь к сюжету. О да, внутреннее напряжение в сюжете огромное, пусть там почти ничего не происходит. В редкие встречи Фовел водит своего молодого визави от картины к картины, рассказывая тайны историй создания, знакомя с существованием в прошлом разнообразных сект. Но кто он этот Фовел? Быть может, начинает подозревать протагонист, это призрак? Один из тех, кто скончался в стенах музея. Всё становится ещё запутанней, когда к подруге героя приходит странный гость, сознавшийся в том, что следит за самим Хавьером, и за его встречами с загадочным маэстро. Впоследствии, чуть приволакивающий левую ногу, странный преследователь и сам встретится с Хавьером, представившись Хулианом де Прада. Он расскажет явно выдуманную историю, сознавшись в том, что не может видеть Фовеля. Помимо прочего, он обозначит свою принадлежность к некоей общности тех, кто пытался поставить мир на материалистические рельсы и проклинает тех, кто как и Фовел (вроде Повеля с Бержье и их "Утра магов") переворачивает мир иной стороной, заставляет смотреть на мир с позиций мистики, тайны. И пока мозг продолжает держаться за материалистическое объяснение (странный Хулиан запросто может быть безумцем - объяснение, которое, кажется, не приходило в голову самому Сьерра), происходит последнее мистическое событие. Но герой не успевает поинтересоваться у Фовеля, что происходит, потому что, как и предупреждал Сьерра в самом начале книги, его загадочный учитель просто испаряется и перестаёт приходить в Прадо. Или Сьерра, как и де Прадо, просто теряет способность его видеть.

Вот и вся история. Даже последним мистическим событиям (не буду их для вас спойлерить) можно поискать материалистическое объяснение. Но стоит ли? Эта книга великолепна тем, чем пытаются быть многие иные произведения, выкладывающие миллионы теорий под одной обложкой. Но если в других книгах ты огорчён тем, что представленные теории ни к чему не ведут, то тут тебе всего лишь приотворяют двери. Ты можешь поискать информацию про Грааль в Валенсии или разузнать побольше про старинную книгу пророчеств, пытаться выйти в иной мир, путём верного "путешествия" по картине или же увлечься изучением одной из упомянутых сект. Единственное, что есть в книге - это методика, обоснование нового взгляда на искусство, взгляда, объясняющего искусство как сборник старинных тайн, от чего каждый музей, каждая фонотека, каждая библиотека превращаются в сокровищницу, которая может открыть свои тайны только тебе. И тогда смотришь совсем по иному на соткавшегося из воздуха маэстро и его, хромающего на левую ногу, соперника. Тсссс!

Настроение: Carmina Burana–Oh, Fortuna!

"Ла Перла"/"Святое семейство" Рафаэль Санти:

картинка angelofmusic

"Афинская школа" Рафаэль Санти:

картинка angelofmusic

"Портрет кардинала" Рафаэль Санти:

картинка angelofmusic

"Благовещение" Рафаэль Санти

"Cardinal Bandinello Sauli" Себастьяно дель Пьомбо

картинка angelofmusic

"Папа Лев 10" Рафаэль Санти

картинка angelofmusic

"Мадонна в скалах" Леонардо да Винчи (Национальная галлерея, Лондон и Лувр, Париж)

картинка angelofmusic

картинка angelofmusic

"Святое семейство под дубом" Рафаэль Санти

картинка angelofmusic

"Портрет кардинала Томмазо Ингирами" Рафаэль Санти

картинка angelofmusic

"Преображение Господне" Джованни Франческо Пенни

картинка angelofmusic

"Christ among the doctors" Амброджо Бергоньоне

картинка angelofmusic

"The Holy Family" Bernardino Luini

картинка angelofmusic

«Настаджо дельи Онести» Сандро Боттичелли

картинка angelofmusic

картинка angelofmusic

картинка angelofmusic

"Мистическое Рождество" Сандро Боттичелли

картинка angelofmusic

"The Glory" Тициан

картинка angelofmusic

«Карл V в сражении под Мюльбергом» Тициан

картинка angelofmusic

"Тайная вечеря" Хуан де Хуанес

картинка angelofmusic

"Христос с евхаристией" Хуан де Хуанес (экспонирующаяся и неэкспонирующиеся версии)

картинка angelofmusic

картинка angelofmusic

Святой Грааль в Валенсии

картинка angelofmusic

"The Immaculate conception" Хуан де Хуанес

картинка angelofmusic

картинка angelofmusic

"Fray Julián of Alcalá's Vision of the Ascension of the Soul of King Philip II of Spain" Stock Photo - Bartolomé Esteban Murillo

картинка angelofmusic

"Сад земных наслаждений" Иеронимус Босх

картинка angelofmusic

картинка angelofmusic

"Триумф смерти" Питер Брейгель

картинка angelofmusic

"Алхимик" Питер Брейгель

картинка angelofmusic

"Сон Филиппа II" Эль Греко

картинка angelofmusic

"Инкарнация" Эль Греко

картинка angelofmusic

"Распятие" Эль Греко

картинка angelofmusic

Лючия Бозе.

картинка angelofmusic

Lucia Bosè (Borloni) родилась в Милане в 1931 году. В трудное послевоенное время она начала трудовую жизнь продавщицей в булочной. Конечно же, она всегда мечтала о большем, поэтому в 16 лет села в автобус и поехала в город Стреза, чтобы принять участие в конкурсе «Мисс Италия 1947». И она стала Мисс Италией!
Через три года перед ней отворились двери фабрики грез. Уже в 1950 году она сыграла главные роли в фильмах знаменитого режиссера-неореалиста Джузеппе Де Сантиса («Нет мира под оливами») и молодого Микеланджело Антониони («Хроника одной любви»). При этом она одинаково успешно воплощала в жизнь совершенно разных героинь: робкую крестьянку-чочару и разочарованную представительницу буржуазной среды Паолу. В следующем, 1951 году она вновь снялась в картинах Де Сантиса («Рим, одиннадцать часов») и Антониони («Дама без камелий»). В 1952 году она сыграла в фильме Лючиано Эммера «Девушки с площади Испания, а в 1955 году - в фильме Антониони «Неприкаянные». Яркими и значительными для актрисы оказались встречи с испанскими режиссерами Хуаном Антонио Бардемом в фильме «Смерть велосипедиста» (1955) и Луи Бунюэлем в картине "Это называется зарей" (1956).

картинка angelofmusic

Актриса становится одним из символов итальянского неореализма, ее имя называют наряду с Анной Маньяни, Рафом Валлоне, Сильваной Мангано, Массимо Джиротти.
Однако головокружительный старт ее карьеры внезапно оборвался по ее же собственной воле. В 1956 году она познакомилась в Мадриде с известным тореадором Мигелем Домингином. Взаимная любовь увенчалась браком, в котором родилось трое детей. Однако брак между двумя звездами не был безоблачным. Патриархальный тореадор постоянно требовал от Лючии отказа от кинокарьеры. Последним фильмом того времени с участием Лючии стало «Завещание Орфея» (1960) Жана Кокто.
Только ценой разрыва с деспотичным мужем Лючии Бозé удалось вернуться в кинематограф после почти десятилетнего перерыва. В 1968 году она сыграла в фильме каталонского режиссера Педро Портабелла («Ноктюрн 29»), а в 1969 году в фильме Паоло и Витторио Тавиани («Под знаком Скорпиона»).
Лючии Бозé удалось совершить почти невозможное – дважды с успехом войти в одну и ту же воду. Она с триумфом выступила в фильме Федерико Феллини «Сатирикон», а также в фильмах Мауро Болоньини «Метелло» (1970) и «По древним ступеням» (1974). В 80-е годы актриса активно снималась во Франции, Швейцарии, Италии и Испании. Большой успех ей принес фильм «Хроника объявленной смерти» (1987 г.) Франческо Роси.
На гребне успеха Лючия Бозé вновь оставила большое кино, чтобы отдаться своей новой страсти. Она купила старую мельницу около Сеговии (Испания) и открыла вместе с дочерью Паолой и сыном, известным певцом и актером Мигелем, Музей ангелов, созданных современными худжниками. Экспонаты музея успешно демонстрируются на выставках по всему миру
В настоящее время Лючия Бозе живет в Испании. Впрочем, иногда она ненадолго прерывает свое испанское затворничество, чтобы вновь напомнить зрителям о себе, как это случилось в 2007 году, когда она сыграла в фильме «Вице-король» Роберто Фаэнца, и в 2010 году, когда она блистательно исполнила роль донны Изабель в «Капри».

картинка angelofmusic

Музей ангелов:

mqdefault.jpg
02:00

Комментарии


После Мятежных ангелов , будет для меня усложненная версия;))) Здоровская музыкальная тема)


А что за ангелы? Дэвиса?


Ага, мне по ТТТ присоветовали) сделаю перерыв и всю трилогию освою.


Чот давно на них облизываюсь, но всё никак))


Мне понравилось)

Парлабейн нечто:))


So many books, so little time))


ох уж эти твои завлекательные рецензии)


Я веду войну против вашего свободного времени!))


Где же ты видела у нас свободное?


ты меня опередила))))


Наверняка, под подушкой минут по пятнадцать припрятывали :Р


Уже и их реализовали ;))) взяли тут одного Лауреата на двоих.


Которого Лауреата?


Насть, я уже попалась...)


ну а что тут поделать)))


После Дэвиса , я не устояла)


значит жду твоего отзыва)


да, за картины спасибо, часами можно рассматривать


В англоязычной версии книги есть все репродукции. Испаноязычную не видела)


Вот это вы постарались!!!