Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

21 февраля 2017 г. 10:30

2K

5

картинка majj-s


Потому что в астрологии есть аспект, который называется "квинконс" - сто пятьдесят градусов дуговой окружности, среднее между трином (все складывается само собой, как по мановению волшебной палочки) и оппозицией (непримиримые противоречия). "Квинта" - пятерка в корне, означает пять двенадцатых, негармоничный минорный аспект, требующий перемены привычек и приспособления к неблагоприятным условиям. Квинконс - показатель неполноты, прорехи в едином целом. Психологически квинконс воспринимается, как "что бы я ни сделал, все равно выйдет неправильно".

КвинкАнс в названии романа Паллисера и астрологический квинкОнс не родственники и даже не однофамильцы, но ситуации, в которые одна за другой попадают герои, описываются аспектом довольно точно, на то она и магия слов. Итак, заинтересовало название, уж больно специфическое и мало кому из профанной публики знакомое. Захотелось разобраться - неужто очередной набег мировой литературы на астрологию? А начав читать, не могла оторваться. Потому что когда эта флейта заиграла, мелодия так живо напомнила "Тома Джонса, найденыша" и диккенсовых несчастных сироток, и обоих мальчиков Стивенсона: Джима Хокинса из "Острова сокровищ" и Дэвида Белфура из "Похищенного".

Дэвида сильнее всего, до комплекса ощущений, пережитых тем летним вечером, когда девочкой читала книгу. Есть впечатления, которые наперечет за всю жизнь. И сколько бы ни рассказывали читающие люди о своих скачках по прериям вместе с Морисом-Мустангером или полете на Луну с героями Аэлиты, все вокруг и сами они понимают, что большей частью это словесные красивости и по-настоящему речь идет о дисциплинированном воображении читателя, позволяющем представить то, о чем написано. Истинные выпадения в иную реальность, когда физически чувствуешь происходящее с героем, как настоящая любовь - по пальцам за всю жизнь перечесть.

Одно из таких было у меня с "Похищенным", когда дядя грозовой ночью посылает мальчика за каким-то предметом на верхний этаж руин, бывших прежде родовым замком, и только чудом осветивший лестницу впереди разряд молнии,позволяет увидеть, что ступени отсутствуют. Твоя нога, зависшая над пропастью за миг до падения, отшатываешься и волосы дыбом, а дождь хлещет сквозь дырявую крышу, а внизу острые обломки, которые прошьют тебя насквозь. Как ни странно, именно это, а не эпизод встречи Пипа с каторжником из "Больших надежд", который по всему ближе, остро вспомнилось, когда в окно к мальчику Джеку вваливается бродяга: "Попробуешь пикнуть и я оторву тебе руку, да ею же тебя отхожу.а после убью твою мать". Тем самым ощущением: "мир не таков, каким видится, под обманчивой твердью зияющие провалы и никому нельзя доверять"

Ну вот и сформулировала лейтмотив, сопровождающий читателя на всем протяжении первого тома "Квинканса" - никому нельзя верить. Все или почти все, связанные с героями люди, предают их, случайно или осознанно, а те, кто расположен дружески и намерен помочь, оказываются на подозрении и отвергаются. И поди разбери, катастрофические последствия какого поведения хуже: отшвырнуть руку друга или довериться врагу. Наверно второе, а матушка героя с таким упорством действует этим образом, что создается впечатление: хождение по граблям - любимая ее забава.

Там будет много всего. Мрачного, страшного, отталкивающего и гротескного. С квинкансом в первом томе не спознаемся, но узнаем, что такое кодицилл и для чего его составляют (помнится, Стивенсон полжизни назад объяснял тонкости наследования имущества, регулируемые майоратом). И пройдемся по стилизациям под многие известные романные жанры: семейный. викторианский, готический, сентиментальный, плутовской отчасти любовный, триллер, детектив. И будем ждать, что нам покажут во втором томе.